Найти тему
104,9 тыс подписчиков

В рамках тотальной Мировой войны на истощение некоторые выражения даже тех самых «царских офицеров» звучат как пророческий приговор. Не раз мной упомянутый Александр Иванович Верховский, большевиков особо не жаловавший, да и вообще, расстрелянный в 1938 году. Герой Русско-японской войны. Герой Первой мировой войны. Лично водил людей в атаку, сам был ранен. Тем не менее, перед самой Октябрьской революцией он предлагал «временным»... начать переговоры с Германией о мире. Потому что армия к тому моменту превратилась в неуправляемую толпу. А вот слова А. И. Верховского из 1914 года, их вполне можно отнести к «пророческому приговору»:

«Страшно подумать, с каким культурным багажом начинаем войну мы. Народ наш, хотя и с хорошим сердцем, послушен, готов на огромные жертвы, но безнадежно темен, забит, неучен. Его интересы не выходят за пределы родной деревеньки. Государство представляется ему в виде городового или урядника, выколачивающего из него налоги и повинности. Больше ничего о государстве, о родине он не знает. Великая идея родины ему не знакома, об отечестве своем он ни от кого и никогда не слыхал. Исторические задачи народа для него пустой, ничего не говорящий звук. Народ на две трети неграмотен. Государство, чтобы взять с него больше денег, не задумалось споить его водкой...
Правительство наше считает, что темным народом легче управлять... с военной точки зрения это несчастье, так как в современной войне темный народ не в состоянии выполнить задач, которые на него возложит необычайно осложнившееся военное дело...» (с) А. И. Верховский. Россия на Голгофе: (Из походного дневника 1914—1918 гг.)
Да, это пишет не Ленин, не Троцкий и не Толстой... а боевой офицер, окончивший Николаевскую академию Генштаба...
В рамках тотальной Мировой войны на истощение некоторые выражения даже тех самых «царских офицеров» звучат как пророческий приговор.
1 минута
189,1 тыс читали