Найти в Дзене

Древне-русское церковное пение (часть 2)


Многочисленные знаки крюкового знаменнаго пения, кроме своего прямого означения, как оказывается, имели и религиозно-таинственный смысл, напр., "кулизма" означала - "ко всем человекам любовь нелицемерная"; "змеица" - "да земныя суетныя славы отбег"; "крюк" - "крепкое умаблюдение от зол" и т. д.

От разности и обилия нотных знаков происходили разности и в напевах. Некоторые певцы растягивали слова, удвояли гласныя, переменяли ударения в словах. Такое пение, под названием "хомового", сохранилось у безпоповцев староверцев и до нашего времени. Противоположное уме пение стали называть пением на речь или истинноречным.

Знаменный распев из всех распевов, употреблявшихся в Русской церкви, считается древнейшим. Свое название он получил от своего нотописания безлинейными знаменами, крюками или столпами , отчего также называется столповым. Система этих знаков имеет некоторое сходство с греческою, но отнюдь не тождественна с ней. Русская церковь до XVII ст. почитала его наравне с древними икономи, старыми церковными книгами, священными одеждами, церковною утварью и т. п. предметами. При всей своей простоте, мелодии знаменнаго распева полны религиознаго настроения, серьезной, торжественной важности, исключающей всякую страстность и посему он имеет вполне заслуженную высокую художественную ценность, как произведение русскаго народнаго музыкальнаго гения на религиозной почве.

Что касается т. н. демественнаго пения, то это пение, в противоположность знаменному, есть неосмогласное, а единогласное, не подчиненное строгим требования устава, более домашнее, чем богослужебное, но и оно очень древняго происхождения

А. Никольский.
Журнал "Родная старина", 1928 г. №1.

Фото - Праздники на крюках. Рукопись., кон. XVII - нач. XVIII вв.
Древне-русское церковное пение (часть 2)  Многочисленные знаки крюкового знаменнаго пения, кроме своего прямого означения, как оказывается, имели и религиозно-таинственный смысл, напр.
1 минута