59,3 тыс подписчиков
Это был обычный вечер обычного январского дня. 22 января 1991 года, вторник. Девять вечера. Начинается программа «Время», которую, как правило, никто не смотрел — в советских семьях она шла обязательным фонам к ежевечерним домашним делам.
Но в этот раз все было по-другому. Непривычно серьезный диктор Кириллов зачитал указ президента СССР Михаила Горбачева — «Об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года».
Сказать, что это был шок, значит ничего не сказать. С полуночи 23 января «карета превращалась в тыкву». Старые деньги переставали действовать. Народу давалось всего три дня — со среды по пятницу — на обмен существующей наличности. Причем, менять можно было не более 1 тысячи рублей. Кто не успел, тот должен был менять деньги на специальных комиссиях, одновременно доказывая происхождение денег свыше пресловутой тысячи.
Самые сообразительные тут же бросились спасать свои кровные. На телеграфах образовались гигантские очереди — люди отправляли переводы женам и близким родственникам. Другие ринулись в железнодорожные кассы — скупать места в поездах не просто штуками, а целыми вагонами. Утром их можно было сдать, пускай с комиссией, но это было хоть что-то…
Однако сделать это успели лишь единицы, так как до полуночи оставалось всего 3 часа. А утром сберкассы страны было не узнать. Да какое узнать, к ним невозможно было подойти, настолько плотно оккупировал все подходы возмущенный народ. В очередях стояли все — рабочие, которых снарядили трудовые коллективы, врачи с учителями, взявшие срочные отгулы и, конечно, пенсионеры с накопленными за много лет «гробовыми» деньгами.
Не было только тех, против кого эта реформа была направлена — дельцов теневого капитала. Именно по ним и собирался нанести удар этим обменом, а фактически узаконенным отъемом денег премьер Павлов. Но достиг он лишь того, что вся страна в едином порыве прокляла его имя.
Кстати, отчасти путч ГКЧП привалился именно из-за того, что в его составе был Валентин Павлов. Люди просто не верили, что новые «вожди» могут принести народу что-то хорошее, когда среди них сидит тот, кто так нагло их ограбил за полгода до этого.
1 минута
22 января 2023
876 читали