3256 подписчиков
Немного о «Ведьмаке» Анджея Сапковского
Сразу скажу, что я не видел ни одной из экранизаций этого цикла, хотя, разумеется, читал описания и комментарии (например, блестящие в плане языка и юмора на дзен-канале Фантагиро Бурерождённой). В игру я тоже не играл. Сам цикл первый раз читал лет 20 назад. Вразнобой и, как оказалось сейчас, не целиком (вот, например, «Крещение огнём» мне в руки явно не попадало).
Цикл мне понравился. Не до такой степени, чтобы стать фанатом, но в плене лёгкого чтения – очень достойно.
Во-первых, он банальным образом хорошо написан – интересно читать. Даже при том, что повествование откровенно затянуто (хотя не так трагично, как «Отблески Этерны» Веры Камши). Но даже неформатные главы (вроде пира чародеев на Танедде) настолько информативны, что читаешь их с удовольствием. Кстати, они местами даже интереснее, чем прямой экшн (его, как водится, немного слишком много).
Во-вторых, мир хорошо прописан и, в целом, логичен. Разумеется, он не оригинален – основу, как в почти любом фэнтези, положен мир Толкина, основанный, в свою очередь, на европейском фольклоре. При этом он довольно реалистичен.
Что несколько напрягает, но, в то же время, придаёт оригинальность, так это анахроничность. Частично она связана с магией, которая существенно меняет характер мира.
В частности, для средневековья чуждо историческое и экологическое сознание. История как наука вообще появилась в XVII-XVIII веках.
Очевидно, например, что вокруг любого средневекового университета никакой наукоград даже теоретически возникнуть не мог – средневековая наука была схоластичной и получаемые в университетах знания принципиально невозможно было применить на практике (они, собственно, для этого и не предназначались).
Недоумение вызывает психология. Ну, допустим чародеи живут очень долго и у них свои особенности. Чародейки – красавицы из дурнушек, к тому же лишённые способности к рождению. Понятно, почему они не любящие мужчин нимфоманки.
Но вот заявление, что Цири, будучи в возрасте до 16 лет, несовершеннолетняя, вызывает разрыв шаблона. В средневековом обществе женщина становилась совершеннолетней с момента, когда получала способность забеременеть. К этому моменту она уже была полностью готова к самостоятельной жизни. К 16 годам у нее, как правило, уже были дети (кстати, Людмила Павличенко вышла замуж и родила ребенка в 16 – в 1932 году). Причём это совершенно объективный подход – жизнь была тяжёлая и короткая. Цири не только перестарок, но и психологически недоразвита. Собственно, описанная Сапковским картина ближе к началу XIX века. Здесь просто напрашивается сравнение 17-летней Татьяной Лариной.
Очень забавно описана военно-политическая составляющая. Собственно, это калька истории Второй мировой войны, с совершенно нетипичными для средневековья массовыми армиями и тотальной войной. Впрочем, во всем этом есть свое очарование, когда угадываешь события XX века в антураже XIV.
Но в целом – более чем годно в смысле почитать.
2 минуты
21 января 2023