Найти тему

#комуинтересно #прогулкипогороду

Русский ампир и русская авиация…
Главный пропагандист и вождь отечественной архитектурной неоклассики начала прошлого века Иван Александрович Фомин, на мой взгляд, имел два пристрастия. Он был настоящим восторженным фанатом стилистики русского ампира и питал какую-то совершенно неуемную страсть к различным колоннадам. В принципе одно вытекало из другого, но, подчас, обилие колон в проектах Фомина могло вызвать настоящую оторопь у заказчиков (и такие случаи бывали если верить различным мемуарам). Возможно именно по этой причине в творчестве Ивана Александровича смелых проектов было всегда значительно больше чем реальных построек, а до революции главным направлением его практической работы было строительство особняков, для которых русский ампир был довольно традиционной и вполне органичной стилистикой. Но, конечно, особняками действительно многообразные таланты Фомина не ограничивались. Были тут и размашистые градостроительные планы, и общественные здания, и оригинальные интерьеры и даже… памятники.
24 сентября 1910 года на Комендантском поле произошла трагедия поразившая и всколыхнувшая весь Петербург. Во время первого в истории России «Всероссийского праздника воздухоплавания» произошла первая в истории России авиакатастрофа. На глазах ошарашенной многотысячной толпы в воздухе буквально развалился на части «Фарман» которым управлял один из пионеров отечественной авиации капитан Корпуса корабельных инженеров Лев Макарович Мациевич. Похороны «героя-воздухоплавателя» на Никольском кладбище сопровождались огромной торжественной процессией, участие в которой принял чуть ли не весь город. По уровню известности и популярности у авиаторов тогда не было конкурентов.
Через два года на месте упокоения Льва Макаровича решено было поставить памятник. Для создания его проекта обратились к Ивану Александровичу, который как раз в это время сделал целую серию различных памятных монументов к столетнему юбилею Отечественной войны 1812-го года. И было мало удивительного в том, что памятником авиатору в исполнении Фомина стала… высокая колонна стилизованного дорического ордера увенчанная классической урной и опирающаяся на вполне ампирный траурный венок. Пожалуй только само основание этой колонны своим «дизайном» могло вызвать некие технологически аллюзии. Но на этом все. Барельеф с профилем и ни единой надписи. Впрочем тогда такие легендарные личности как Лев Макарович Мациевич в каких либо надписях просто не нуждались…
При всей простоте и стилизаторстве памятник у Фомина действительно получился строгим, даже торжественным и виден был практически с любой точки обширного кладбища. Он чудом сохранился до нашего времени, хотя сейчас пояснительная табличка тут отнюдь не лишняя. Классик отечественной архитектуры и пионер отечественной авиации, но кто ныне помнит эти давно и основательно забытые имена? Впрочем, справедливости ради, имя Фомина специалисты знают очень хорошо. Но это специалисты… А вот фамилия Мациевича оказалась забыта более основательно, хотя за свои 33 года он успел многое сделать и для российского флота, и для российской авиации, но это уже совершенно отдельная тема для рассказа.
Такая вот история.
2 минуты