12,5 тыс подписчиков
Недавно Кинопоиск выпустил первую серию долгожданного сериала «Фандорин. Азазель» про приключения знаменитого ретро-сыщика Эраста Петровича.
Амбициозности создателей проекта можно только позавидовать. Фандорин - один из главных героев современной России, то есть, экранизация любого романа о нем привлечет к себе массу внимания и получит полярные оценки. Кинопоиск же пошел еще дальше и решил не просто перенести текст произведения на телеэкраны, но и создать параллельную реальность. Фандорина в исполнении Владислава Тирона («Елки», «Триггер», «Детективный синдром») мы обнаруживаем не в 70-е годы XIX века, как в оригинале, а вполне себе в 2023-м году. Только год этот какой-то странный – революции не случилось, император-самодержец Николай III с лицом Максима Матвеева ходит по набережной в рубахе, матерится и хлещет прямо из горла, Ленин лежит в аргентинском мавзолее.
Удачная литературная стилизация всегда была чуть ли не главным авторским приемом Бориса Акунина, автора книг о Фандорине. К сожалению, авторы новой версии «Азазели» не обладают великими талантами по совмещению несовместимого, и альтернативная Россия им явно не удалась. Безумное смешение дореволюционной письменности и современного языка, аристократических манер и тиктокерских замашек просто не могло сработать. Оно и не сработало.
Хвалить сериал тоже есть за что, и главное его положительное качество – смелость. Он не боится быть смешным и даже нелепым, как сам Фандорин в женском платье на приеме у femme fatale Амалии Бежецкой. С нами пытаются говорить об актуальных вещах, причем не иносказательно, а напрямую. Повествование пронизано ощущением грядущего слома эпох, которого не случилось в 1917-м году. Николай II, великий князь Николай Николаевич, Столыпин, Матильда Кшесинская – у всех этих реальных участников катастрофы столетней давности в сериале есть свои очевидные прототипы, не замечать этого невозможно.
Говорящие взгляды, плохо скрываемые намеки, моментальная десакрализация императорского дома – все это говорит нам о том, что сериал не столько о заглавном герое Фандорине, сколько о России в целом. Текст же популярного произведения, как это часто бывает, становится лишь удачной формой прикрытия.
1 минута
30 января 2023
409 читали