Найти тему
619 подписчиков

14% книги «Опасные советские вещи» 📖


Пока достаточно просто и подробно авторы рассказывали об истории изучения городского фольклора, его отличии от традиционного и методах изучения — и всё это до жути интересно.

А вот несколько интересных мыслей из книги:

✔️ «В традиционных фольклорных историях (быличках), которые до сих пор рассказывают в деревнях, помощников или вредителем оказывается, как правило, не кто-то из обычных "нас", но "потусторонний" другой — чёрт, лешний или "один из нас", но обладающий сверхъестественной силой».

✔️«В современной легенде культурный диссонанс возникает благодаря сочетанию отдалённых друг от друга категорий реального мира. Например, каннибалы существуют и дети тоже существуют, однако в современной легенде каннибалы массово делают из детей пирожки (что в реальности маловероятно)».

✔️«Горожанин и сельский житель будут бояться по-разному: истории об отравленной еде, невероятно популярные в советских городах, совершенно отсутствовали в деревнях».

✔️«Чужак в городе потенциально опасен, и городская культура учит нас общаться с ним. Если в деревне есть "мы", то в городе совершенно точно есть "я", а вот обретение "мы" — это долгий и сложный процесс».

✔️«Легенда возникает вместе с появлением полиса. Так, в Древнем Риме существовала легенда об осьминогах-вредителях в канализации. А в канализации Нью-Йорка живут аллигаторы-людоеды».

✔️«Текст, который провоцирует панику, должен обладать некоторым набором свойств (узнаваемость, шаблонность, краткость). Именно потому городская легенда является топливом моральной паники — она по определению устроена именно так».

Ещё я себе список книг к прочтению пополнил — не опять, а снова 🤦🏻
1 минута