15 подписчиков
Семейный бизнес –– это, наверное, самая гремучая смесь в коммуникациях.
Он и она: любовники ночью, утром отношения еще вроде бы семейные, но в голове уже включается big boss или, наоборот, роль преданного бизнес-ассистента. А если в семье дети, то вы еще и родители.
Ну то есть «у нас семейное дело» — это еще тот театр, причем, у каждой пары свой репертуар.
Однако на его ДНК сильнее, чем в обычном бизнесе, влияют поколенческий и гендерный факторы, традиции и установки, принятые в ближайшем окружении, а также особенности темперамента.
И не забываем, что за успешным бизнесом, в том числе семейным, всегда стоит лидер, который готов психологически и физически взять на себя бремя проблем, при этом успевать вдохновлять и поддерживать вторую половину и все команду, если она есть.
Именно эта роль, по сути, и определяет тип семейного бизнеса. Если в семье так сложилось, что зарабатывает муж, а жена сидит с детьми, то он, как глава, будет руководить, а она будет ему помогать. Я называю такой формат «Руководитель-подчиненный». Другой вариант, когда у супругов есть свои бизнесы, и они объединяют их для решения задач: участия в тендерах, лоббирования. К примеру, она – дизайнер, а у него – строительная фирма. Формат – «Партнерство». Оба подхода могут быть успешны.
Но с психологической точки зрения, второй вариант – более конкурентоспособен и устойчив, потому что он и она имеют возможность самореализовываются, а значит оба самодостаточны. Такой паре легче избегать конфликтов, у них осознанные отношения и сбалансированная жизнь.
При этом они могут быть лидерами, как оба, так и один из них. Но это совершенно не мешает им заниматься бизнесом. А вот первым сценарием могут воспользоваться манипуляторы, которые полностью подстраивают жизнь близкого человека под свои интересы.
В семейном деле важно, чтобы у каждого был собственный сценарий, но объединив которые бизнес получал бы новые возможности для роста.
1 минута
19 января 2023