298 подписчиков
Меня спросили в комментариях:
А Вы Михаил считаете , что дисграфия и дислексия - это проблема только обучения по Эльконину ?
Считаю это очень важным вопросом и поэтому отвечу прямо тут, отдельной публикацией на канале.
Нет, я не считаю виновником во всех нынешних проблемах Эльконина и его последователей. Проблема не только в методиках, однако нынешний метод обучения чтению и письму в начальной школе очень сильно влияет на распространение проблемы "дислексии" и "дисграфии".
Ставлю эти диагнозы в кавычки потому, что надо определиться с их пониманием - ранее их ставили лишь детям с очевидными отклонениями от нормы в развитии. Сейчас дислексия и дисграфия носит, на мой взгляд, характер не природный (в т.ч. заложенный генетически), а приобретенный.
Основные факторы, на мой взгляд, ведущие к развитию современной "дислексии" и "дисграфии" :
1. Действующие (введенные в 21 веке) стандарты родовспоможения, при которых возникает массовый подвывих шейного отдела позвоночника, приводящий к сокращению кровотока к лобной доли мозга и, как следствие, недоразвитость - просадка по памяти, логическому мышлению (дети, которые не осваивают математику часто имеют этот диагноз).
2. Раннее вовлечение в "информационную среду", привязывание детей к планшетам и смартфонам с самого раннего детства, увядание разговорной традиции домашнего воспитания и первичного обучения. Дети лишены разговорной практики с родителями, у них не развивается словарный запас, с ними не читают книжек и им не помогают приобретать навык формирования образов на основе речи и текста. Им подсовывают готовые визуальные (!!) образы на экране, дают слушать (звуковая образность), но не просят говорить и пересказывать то, что они знают! Даже в садиках самое распространенное занятие - просмотр мультфильмов! Не разговор, а именно пассивное, с точки зрения работы мозга ребенка, созерцание. Навык работы с текстом, как носителем образа, не формируется изначально!
Отсюда у нас все дети прекрасно описывают увиденное, узнают по трем нотам музыку из мультиков и кино, но не способны сами рассказать и придумать свою историю.
3. Эльконинская методика, ломающая логику освоения языка, разделяющая написанное, слышимое и понимаемое. Понятийное мышление в ней не обеспечивается. Ребенок еле-еле справляется с превращением звуков в буквы и обратно. Мозг занят этими процессами и до понимания смысла прочитанного дело просто не доходит. По факту мы имеем "механически" освоенное чтение и письмо, без понимания того, что написали или прочитали (что написали еще можем рассказать, со скрипом, но что прочитали - не можем вовсе!).
Из-за того, что эта проблема наметилась массово, детей начали "учить" по тем же методикам эльконинским в садиках, чем еще больше усугубили проблему.
Дети массово не любят читать и не понимают, зачем это вообще надо (!!).
Как следствие возникает тренд на формирование "функциональной грамотности" - это такой придуманный (точнее притащенный с Запада) термин, объясняющий попытку поливать бензином пожар.
Сейчас всем, кто работает с детьми, стала понятна надвигающаяся катастрофа. Дети в 6 - 8 классе массово не способны прочитать и осмысленно пересказать незнакомый текст в два - три абзаца, не могут понять условие задачи в ВПР, не способны к самостоятельному изложению своей позиции лучше Эллочки Щукиной...
И я не нагнетаю! Я вижу этих детей массово. Причем у нас не плохой контингент в школе. Но даже у нас это проявляется год от года все больше и больше.
Эту проблему явно начали осознавать "наверху". И вот уже во ФГОСах появляется, с моей точки зрения, антинаучная (ибо не было исследований!), ни к чему не приводящая формальность с названием "функциональная грамотность". Попытка решить фундаментальные проблемы за 1 - 2 часа "внеурочных" "уроков" на которых предлагается с детьми преодолевать указанные, с годами приобретенные и зафиксированные в мозгах, перекосы в развитии.🔽🔽
3 минуты
19 января 2023