Найти в Дзене
347,8 тыс подписчиков

В 1992 году на Филиппинах вспыхнули бунты из-за рекламной кампании газировки.


Надеясь победить "Кока-Колу" в битве за крупный филиппинский рынок (на тот момент Филиппины были на двенадцатом месте в мире по потреблению газировки), компания PepsiCo запустила рекламную акцию Nubmers Fever ("Лихорадка чисел"). Правила простые: найди номер под крышечкой и выиграй миллион песо, гигантский для простого филиппинца выигрыш. По курсу 1992 года в долларах это примерно 40 тыс. или 611 средних филиппинских зарплат.

Каждый вечер с февраля по май по ТВ сообщали выигрышные номера. За эти несколько месяцев 17 счастливчиков получили по миллиону, и ещё 51 тыс. любителей газировки выиграла утешительный приз в 100 песо. Кампания была признана успешной, продажи росли, поэтому "лихорадку" продлили ещё на пять недель.

Катастрофа началась 25 мая, когда выиграл номер 349. На следующий день за главным выигрышем пришли тысячи филиппинцев. Из-за технической ошибки на заводе выигрышный номер нанесли на 800 тыс. крышек. Правда, лишь на двух из них был специальный код для подтверждения подлинности призовой крышечки, но новоявленных миллионеров такие тонкости не волновали - по телевизору речь шла только про трёхзначный номер. 486 170 филиппинцев нашли под крышкой номер 349. На выплаты победителям ушли бы десятки миллиардов долларов. Такая щедрость PepsiCo была не по карману. 27 мая компания предложила "жест доброй воли" - вместо миллиона песо выплатить по 100 песо тем, у кого нет защитного кода на крышечке, но есть номер 349. Многие согласились на 100 песо, но многие отказались и решили добиться обещанного по телевизору куша. "Жест доброй воли" увеличил призовой фонд в пять раз и практически обесценил выгоду от рекламной кампании.

Отказавшиеся от утешительного приза объединились в Союз 349. Они призывали бойкотировать продукты PepsiCo, устраивали митинги у заводов по производству газировки и у правительственных зданий Филиппин и завалили компанию судебными исками. PepsiCo отказывалась выполнять требования протестующих, повторяя официальное заявление про компьютерную ошибку и код безопасности, и это только распаляло членов Союза. Они начали нападать на грузовики компании, громили склады, угрожали расправой сотрудникам PepsiCo. В феврале 1993-го от взрыва самодельной бомбы, брошенной в фуру, перевозившую газировку, погибли мужчина и 5-летний ребёнок, а спустя ещё несколько месяцев один из "союзников" бросил гранату в пепсикольный склад. Взрыв убил трёх сотрудников.

Десять тысяч обманутых победителей подали иск против PepsiCo. В 1996 году по решению суда каждый истец получил по 10 тыс. песо за моральный ущерб (по современному курсу это 12 тыс. рублей). В 2001 году по трём искам тех, кого не устроили 10 тыс. песо, выплатили ещё по 30 тысяч. В 2006 году Верховный суд Филиппин окончательно признал, что компания PepsiCo не должна выплачивать деньги по ошибочно напечатанным номерам на крышечках. Долго ещё после пепси-бунтов на Филиппинах обманутого человека называли 349-м.
2 минуты
7733 читали