7300 подписчиков
У попа была задача
В рамках проекта по просмотру странного кино заценил ленту Владимира Хотиненко «Поп».
Никто особо и не скрывал, что фильм этот не простой, а особенный. Достаточно привести цитату из официальной аннотации:
«Картина создана по благословению почившего патриарха Московского Алексия II, под патронажем президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра РФ Владимира Путина, при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, ОАО «Газпром», компании «Ренова-Медиа» и Федерального космического агентства».
Да, перед нами действительно в какой-то степени своеобразная «Малая Земля» от Русской православной церкви. Как известно, отец почившего патриарха Алексия Михаил Ридигер во время войны служил в оккупированной Эстонии, сам Алексий II начинал церковную деятельность там же, поэтому всегда хотел добиться реабилитации священников, служивших «под немцами». Он и высказал однажды руководителю масштабного издательско-кинематографического центра «Православная энциклопедия» Сергею Кравцу пожелание о создании фильма про жизнь священника в оккупации. Тот пригласил в проект Владимира Хотиненко, они уже вдвоем встретились с писателем Александром Сегенем, им был написан роман о знаменитой Псковской православной миссии, тут же переработанный в сценарий, — и пошло-поехало.
Отрицать «заказ» бессмысленно, но достаточно ли этого обстоятельства, чтобы сразу же вынести проекту неутешительный вердикт?
Не факт. На мой взгляд, не очень важно, каким был повод для обращения к тем или иным полузабытым страницам истории. Главное – что на деле случилось тогда. То, что полковник Брежнев стал генсеком, ни в коей мере не умаляет подвиг защитников Малой Земли. Да и сам по себе заказ вовсе не означает априори художественную беспомощность фильма: как справедливо любит напоминать в интервью тот же Хотиненко, «Андрей Рублев» Тарковского тоже заказное кино.
Давайте смотреть на результат.
Мне не близка идеология романа Александра Сегеня, да и чисто литературных претензий к роману изрядно. Но эта честная книга. Потому что она показывает историю во всей ее сложности и жизнь во всем ее многообразии. Там есть и зверства немцев, и зверства красных комиссаров, есть священники, помогающие партизанам, и священники, партизан выдающие, там есть, наконец, страдания, сомнения и смятение главного героя.
Но почему-то именно эта неоднозначность, вся сложность и неправильность при переносе на экран были аккуратнейшим образом купированы.
Просто какая-то тотальная зачистка произведена. До смешного доходит: одна из лучших сцен в книге, психологический срыв матушки Алевтины, не выдержавшей постоянного нечеловеческого нервного напряжения и наговорившей кучу гадостей воспитаннице-еврейке, обрезан до невинного попрека: «Без году неделя в христианстве, и ты меня, попадью, учить будешь?». И чего, спрашивается, та обиделась?
Все стало просто и понятно: эти хорошие — те плохие. В итоге кастрации всех полутонов фильме остались только два цвета — нестерпимо белый отец Александр с прихожанами, положительный до полного неправдоподобия, да иссиня-черная темнота злых сил вокруг. Что красные, что коричневые – все черные. Искусство выжато — в сухом остатке не лубок даже, а агитка.
Так оно, наверное, и впрямь доходчивее для публики. Вот только уроки той же Советской власти забывать не след. Тогда тоже очень любили проводить идеологическую работу просто и доходчиво, ограждая темный народ от портящих стройную картину нюансов исторической правды.
Доупрощались.
______________
Подписывайтесь на канал!
2 минуты
19 января 2023
220 читали