Найти тему
104,9 тыс подписчиков

У белого движения, помимо прочего, была ещё одна проблема: белогвардейцы никак не хотели признавать «социалистические правительства». Мы же помним, что на востоке России изначально не было никакого А. В. Колчака, да и «Верховным» он стал в итоге едва ли не случайно и путем переворота? До конца 1918 года на востоке было сразу несколько правительств. Наиболее крупные — Комуч (Комитет членов Учредительного собрания) и Временное Сибирское правительство. Позднее они (и ещё ряд образований, к примеру — казачьи области и национальные правительства) вроде как объединились в Уфимскую Директорию (Временное Всероссийское правительство), а потом Директорию свалил Колчак. Такая вот «чехарда власти».

Так вот, более консервативные южные белые (тоже неоднородные — казаки, «добровольцы», монархисты) не желали признавать «социалистов» и идти навстречу реформам. Политический деятель белого юга Г. Н. Трубецкой вспоминал о неудачных переговорах лидера Добровольческой армии М. В. Алексеева с представителями Комуча:
«Алексеев категорически заявил ему, — писал Трубецкой, — что ни о каком Учредительном Собрании речи быть не может, что их правительство, составленное из неизвестных людей, не может претендовать на авторитет, что армия должна быть построена на началах дисциплины, без заведенных ими комитетов и других “демократизаций”. По словам генералов, самарцы ни на что не претендуют, готовы во всем подчиниться и только настаивают на том, что от земельной реформы не могут отказаться. Это “только” достаточно велико, но генералы надеются, что, введя военное управление и добившись от союзников, чтобы все субсидии шли исключительно через Главнокомандующего всеми фронтами генерала Алексеева, можно будет, не предрешая коренных вопросов, а занимаясь лишь текущими делами, держать в руках все эти правительства. Вскользь, генерал Алексеев заметил, что некоторые отношения с правыми эсерами придется иметь. По этому вопросу я, — писал Трубецкой, — высказал отрицательное отношение Правого Центра ко всякому соглашательству
Кроме того, я старался убедить генералов, что если они решатся в конце концов на соединение с Восточным фронтом, то во всяком случае необходимо им раньше договориться начистоту с союзниками и получить от них гарантии, что они ни с кем иным не будут иметь дело в России, кроме генерала Алексеева, и за ним признают полноту военной и гражданской власти, иначе он попадет в число беспомощных правительств Восточного фронта, а он должен быть над ними и постепенно их ликвидировать...» (с) В. Ж. Цветков. Генерал Алексеев.
В общем, сами видите, странная позиция. По какому праву Добровольческая армия (которая тогда насчитывала тысяч 10 человек, если не меньше) должна стать единоличной властью? У тех же сибиряков или сторонников Комуча, как к ним не относись, народа побольше было. «Неизвестные» люди, вообще-то, были выбраны в Учредительное собрание, в отличие от белых генералов. Опять же, ещё одно подтверждение того, что на самом деле белые плевать хотели на «Учредилку»: им подавай военную диктатуру и безоговорочное признание со стороны бывших союзников по Первой мировой (опять же, не совсем понятно, на каком основании). Заметьте, даже земельная реформа эсеров вызывает у белых явное неодобрение (а признание «черного передела» — это одно из центральных условий победы в Гражданской войне, де-факто). Какая-то непроходимая, стоеросовая ограниченность в политико-идеологических вопросах, но зато с замашками на верховную власть.
Генерал М. В. Алексеев (которого белые прочили в Верховные) вскоре помер. За неимением лучшего кандидата, нашелся А. В. Колчак. При котором разговоры о реформах и Учредительном собрании окончательно начали «заметать под ковер».
Иллюстрация: Правительственные флаги: Комуча, Временного Областного правительства Урала, Временного правительства Сибири, Временного Всероссийского правительства (Уфимской Директории). Да-да, у эсеров Комуча тоже был красный флаг... который порой срывали представители правого офицерства и казачества, что приводило к конфликтам.
У белого движения, помимо прочего, была ещё одна проблема: белогвардейцы никак не хотели признавать «социалистические правительства». Мы же помним, что на востоке России изначально не было никакого А.
3 минуты
2937 читали