Найти тему

«Монопредметный» ребенок: реальность или опасный миф?


О том, нужно ли серьезно заниматься математикой с 1 класса, чем опасна целеустремленность и о чем вспоминают победители международных олимпиад, рассуждает учитель математики Ольга Сергеевна Калимуллина (Нечаева).

Ольга Сергеевна подготовила победителя и 4 призеров Международной олимпиады и более 150 призеров и победителей финала ВСОШ, является ведущим экспертом по работе с профессиональными сообществами школы «Летово», членом Центральной предметно-методической комиссии, членом жюри финала ВСОШ.

Математика прокормит?

Я уверена: «Он математик», «Она совсем не математик» — это шаблонные представления о детях, которые, увы, чаще всего тиражируют родители. Почему? Да потому что все родители хотят лучшего для ребенка, но многим из нас кажется, что лучшее — это то, что получилось у нас, или, наоборот, чего мы сильно хотели, но оно не получилось. Не получилось, а мечта осталась.

А еще мы с младенчества вглядываемся в ребенка: есть ли у него способности? И если замечаем что-то, с жаром принимаемся это развивать. При этом мы думаем, что даем ребенку возможности, а на самом деле мы их сужаем, прокладывая глубокую колею развития, с которой так трудно свернуть.

Я сама — такой типичный родитель. Когда моя дочка захотела заниматься художественной гимнастикой, я, помогая ей, увлеклась сама. И, когда дочка через несколько лет сказала, что скоро собирается бросать гимнастику, для меня это была трагедия: я же уже себя убедила, что вот у нее такие способности, я уже представила, как она получит мастера спорта, каким она будет тренером... Это уже была моя жизнь. Я осознала это и начала себя спрашивать — в чем дело? откуда это? И поняла: мне так понравился антураж соревнований, так понравилось украшать купальники для выступлений, фотографировать соревнования, это в такой степени стало и моим увлечением, что я просто убедила себя — дочери нужна художественная гимнастика. И переубедить себя было очень непросто.

И точно так же бывает, когда родители «вкладываются» в математику. Очень сложно освободиться от мысли, что в математике, и только в ней, будущее ребенка.

Почему я говорю именно про математику? Конечно, потому что занимаюсь математическим образованием, но кроме того, у математики репутация чего-то такого, во что нужно вкладываться, потому что она всегда удержит на плаву. Стандартная история — ребенок не очень силен в математике, но мама говорит: «А чем он себя прокормит?» Но ведь есть огромное количество гуманитарных профессий, а многие математики вовсе не так успешны и не так счастливы, как, наверное, представляется со стороны. Понимаю, что родителей гложет мысль: в это мы уже так сильно вложились, так что давайте уж продолжать. Но с детьми так не работает.

«Математика начинается с 6-7 класса»

Мое глубокое убеждение: вкладываясь в математику в самом начале, вы на самом деле вкладываетесь не в математику, а в общее развитие.

Ко мне часто обращаются, когда ребенок в 3 классе, с просьбой: посмотрите на него/нее и скажите, пожалуйста, математик или нет? Все это ерунда. Поверьте, у меня 30 лет педагогического опыта, и я не в состоянии класса до 6-7 что-то сказать. У детей самоопределение — когда ребенок понимает, что хочет более точные науки, или более абстрактные, или вообще руками работать — происходит как раз в 6-7 классе. До того ребенка может «перещелкнуть» в любой момент.

Да, есть гении, там все однозначно. Но за 30 лет я встретила двоих таких — а занималась я с тысячами детей.

Что должна сделать начальная школа? Научить считать, писать, читать, но главное — научить задавать вопросы (что, к слову, началка часто успешно убивает). Продолжение в ВК в группе "О физматах Санкт-Петербурга": https://vk.com/club196271878
3 минуты