Найти в Дзене
76,3 тыс подписчиков

Николай Голованов, дирижёр Большого театра и страстный коллекционер, стоял у чудесной картины Версаля и раздумывал, подлинник перед ним или нет. Акварель подписал Александр Бенуа, но вот цена, 75 рублей, заставляла в этом усомниться.


Дело было в сырой, промозглый ноябрьский день 1920 года в Петербурге, тогда Петрограде. Николай Голованов заглянул в магазин Общества поощрения художеств присмотреть что-нибудь любопытное для своей коллекции и задержался у видов Версаля.

Неожиданно сзади подошла «какая-то носатая физиономия в пенсне», как вспоминал Николай Голованов. Она вылезла из бобрового воротника и заговорила: «Напрасно сомневаетесь: вещь подлинная, писал ее я — Бенуа. А низкая цена — это политика, рынок».

Так в коллекции Николая Голованова оказалась первая работа Бенуа — к сожалению, её следы затерялись. Дирижёр собрал около 1000 картин, но фонду музея музыки, куда относится московская квартира Николая Голованова, досталась только четверть.

Дело в том, что уже после смерти дирижёра ограбили его дачу, где он хранил картины. Затем его младшая сестра Ольга продала 23 работы. Ещё 18 картин передали в Третьяковскую галерею. Но немало шедевров осталось в его московской квартире, о которой я рассказываю вот здесь.

По ссылке вы найдёте мою статью о музее Николая Голованова, переместитесь в дом артистов Большого театра и окунётесь в мир изящных интерьеров в стиле ампир с полотнами Верещагина, Нестерова, Поленова. А какого художника вы могли бы назвать любимым?
Николай Голованов, дирижёр Большого театра и страстный коллекционер, стоял у чудесной картины Версаля и раздумывал, подлинник перед ним или нет.
1 минута
14,9 тыс читали