Найти тему
7 подписчиков

Читаю сейчас книгу американского психолога иранского происхождения Фатали М. Мохаддама «Психология диктатуры».


Он пишет о том, что люди, живущие в демократиях не очень понимают контекст жизни в диктатурах и поэтому неверно оценивают поведение людей, которые находятся в этом контексте. Отсутствие публичного сопротивления - это поведенческая норма для тех, чьё государство может безнаказанно тебя убить, пытать или посадить в тюрьму. Национальность здесь не играет роли. И да, это не исключает того, что всегда есть отдельные люди, готовые противостоять режиму. Вопрос в том, что их в любой стране всегда меньше, чем тех, кто живет свою жизнь и предпочитает не ставить себя в ситуацию повышенных рисков.

Люди, живущие в демократических режимах, привыкли свободно критиковать то, что им не нравится и менять власть, которая их не устраивает. Поэтому им кажется, что в любой стране, если люди этого не делают, значит они поддерживают то, что происходит, иначе… просто бы сменили власть. И если нет выборов, то надо выходить на улицы и прогнать узурпаторов. Ведь в демократиях уличный протест часто даёт желаемый результат, поскольку власть не может его игнорировать. А в диктаторских режимах власть редко меняется народным восстанием.

В 2009 году исследователь Милан Сволик исследовал 316 случаев, когда авторитарные лидеры потеряли власть (в период с 1945 по 2002). В 32 случаях (10%) это произошло из-за массовых уличных протестов. В 205 случаях (68%) диктаторы были отстранены от власти государственным переворотом, организованным кем-то из их окружения.

Сейчас пишу это и не могу сказать, что мне нравятся эти факты, но игнорировать то, как устроена действительность тоже не хочется.

Для полноты картины ещё напомню, что даже после аннексии Крыма, европейские страны продавали России оборудование для разгона уличных акций. Франция и Германия вообще оказались крупнейшим поставщиком оружия для путинского режима после 2014 года (смотрите расследование Investigate Europe).

Фотографии с протестных российских акций.

1 минута