Найти тему
26,6 тыс подписчиков

Как исправить школьные уроки литературы. В семи пунктах.

1. Не нужно изобретать велосипед. Следует сначала поглядеть по сторонам - что там в других странах с уроками литературы и чтением? Как это дело организованно в странах с лучшей системой образования?

2. Есть "история литературы" - и это довольно нужный, мне кажется, предмет, для того, чтобы человек понимал, как литература развивалась - как в масштабах всего мира, так и конкретно литература на его родном языке. Я бы, честно говоря, вообще отменил термин "русская литература", а заменил бы его на "русскоязычная литература". Но это так - к слову.

3. Чтение - да, понимание жанров. Законов этих жанров. Начальная школа - вы можете прочитать книжку и составить на нее краткую аннотацию - рассказать о чем она. Средняя школа подразумевает более глубокий анализ и критику.

4. Некоторый костяк из общих произведений необходим. Но я бы не концентрировался исключительно на русскоязычной литературе, которая, если мы говорим о XIX веке во многом вторична. Нужно обсуждение всем классом "реперных" произведений. Причем с пониманием контекста - кем и когда были написаны те или иные произведения. Почему они такие.

5. Отойти от принципа "великая литература - учит и читает мораль". Нет. Литература - развлекает. Заставляет задуматься. Великие вещи великих авторов могут продвигать идеи несовместимые с современной моралью. Автор живший много лет назад не обладает безусловным авторитетом, только потому, что он жил давно и сделал важный вклад в мировую литературу.

6. Нужны уроки на тему: "Какие книги я прочел на каникулах?" - при этом список этих книг ученик должен определять самостоятельно. Такие уроки должны быть приглашением - и для учителя и для учеников ознакомиться с наиболее заинтересовавшими произведениями, для дальнейшего обсуждения.

7. Нужны самостоятельные и групповые задания-проекты (совместная работа 2-3 учеников, или работа 1 ученика над какой-то индивидуальной темой). На вскидку - исследования творчества автора А, или "Паттерны попаданческой литературы", "Литература в видеоиграх" или "Сценарии видеоигр как литература" - вариантов ужасно много.

Но для всего этого нужна ДРУГАЯ ШКОЛА.

Автор этих пунктов — Илюха Воронков, читатель «Закрытой Книги». И... Добавить тут можно мало что, почти со всем я согласен. И потому — публикую «как есть», без каких-либо изменений.
Как исправить школьные уроки литературы. В семи пунктах. 1. Не нужно изобретать велосипед. Следует сначала поглядеть по сторонам - что там в других странах с уроками литературы и чтением?
1 минута
686 читали