16 подписчиков
Был в 90-е годы такой журнал «Эхо Планеты». Однажды, еще в подростковом возрасте, я там прочитал статью про Буркина-Фасо. Не скажу, что она пробудила мой интерес к Африке, но запомнилась на всю жизнь. Суть статьи сводилась к тому, что Буркина – это страна, у которой нет будущего, так как половина населения заражена СПИДом и соответственно, через 10-15 лет вся страна просто вымрет. Откуда «Эхо Планеты» взял эту информацию, не очень понятно, так как в Буркине (да и вообще в Западной Африке) уровень зараженности СПИДом никогда не был таким высоким. Но, вообще то, в то время многие считали, что Африке осталось недолго, эпидемия вируса иммунодефицита решит проблемы с голодом, войнами и перенаселением.
Потом, эта тема как то постепенно сошла на нет, и сейчас мало кто вспоминает, что еще совсем недавно Африку называли «континентом, у которого нет будущего». Как же на самом деле обстояла ситуация со СПИДом тогда и как она изменилась сейчас?
Согласно исследованиям, проведенным в последние несколько лет, вирус иммунодефицита проник в человеческую популяцию именно в Африке. Это случилось в период между 1920-ми и 1940-ми в бассейне реки Конго. Население в этом регионе немного, контакты между разными общинами ограничены. Поэтому первоначально вирус распространялся очень медленно. К 1970-м он добрался до столицы Демократической Республики Конго (в то время, государство Заир) Киншасы началась первая зарегистрированная эпидемия.
В 70-е и 80-е годы вирус быстро распространялся по континенту. Основными переносчиками СПИДа стали водители-дальнобойщики, солдаты, торговцы и, конечно, проститутки. В 80е годы в Уганде более 35% дальнобойщиков и более 30% солдат армии генерала Амина имели положительный статус.
Несмотря на то, что эпидемия началась в Западной Африке, этот регион пострадал относительно меньше. Расстояния между крупными городами Западной Африки велики, плотность населения (кроме Нигерии) достаточно низкая. Кроме того, плохие дороги и многочисленные вооруженные конфликты не способствовали перемещению населения и распространению вируса.
Напротив, Восточная Африка пострадала от СПИДа очень сильно. В 1970-е вирус проник в регион Великих Озер – один из самых густонаселенных в Африке. В начале 80-х в здесь началась страшная эпидемия. В это время страны Восточной Африки переживали период стремительной урбанизации. Десятки миллионов крестьян покидали свои деревни и устремлялись в города, где передача вируса происходила очень быстро. Сыграло свою негативную роль и повсеместное распространение проституции. К 1986 году более 85% секс-работниц Найроби были заражены ВИЧ.
Во второй половину 80-х вирус стал распространятся на Юге Африки. Случаи заражения первоначально выявлялись вдоль Великого Африканского Хайвея – дороги, которая соединяет Кению и Танзанию со странами Южной Африки. Хотя на Юге вирус появился на два десятилетия позже, уже очень скоро Малави, Замбия, Зимбабве, Ботсвана и Мозамбик по количеству инфицированных превзошли другие Африканские государства.
Реакция африканцев на эпидемию СПИДа проходила через все классические стадии принятия неизбежного. К сожалению, на стадии отрицания африканские государства задержались слишком долго. В 80-е годы многие правительства предпочитали игнорировать нависшую угрозу. Президент Заира Мобуту запретил упоминать о новой болезни средствах массовой информации, а в Зимбабве докторам предписывалось указывать любой другой диагноз в свидетельствах о смерти. Даже в благополучной ЮАР белое правительство отказывалось внедрять какие-то дополнительные меры, в частности отвергло проект обязательного сексуального воспитания для школьников.
Продолжение следует …..
3 минуты
17 января 2023