Найти тему
24,8 тыс подписчиков

Около 8:20 утра 14 января 1969 года авианосец USS Enterprise CVN-65 (Энтерпрайз) находился у побережья Гаваев и только начинал делать разворот для захода в порт. На взлетной полосе находился припаркованный истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II, вооруженный, кроме всего прочего, 5-дюймовыми авиационными ракетами "Зуни". Горячий воздух от выхлопной системы воздушного пуска газотурбинных двигателей MD-3A, стоящий рядом, нагрел одну из ракет, что привело к взрыву боеголовки. Удар пробил топливную магистраль самолета и воспламенил топливо. Примерно через минуту взорвались еще три ракеты, в результате чего была пробита летная палуба и горящее топливу начало стекать на уровень ниже. Командир авианосца, капитан Кент Ли, приказал продолжать поворот налево еще после первого взрыва, чтобы направить корабль по ветру и чтобы дым уносило в сторону от корабля.

Еще через несколько минут на горящем "Фантоме" взорвалась подвешенная бомба, проделав огромную дыру в палубе. Проникший на нижние уровни огонь вызвал сильнейший пожар, который дошел до ангара с самолетами. Взрывы повредили пожарные шланги и вывели из строя установки для обеспечения этого участка пеной для тушения возгораний. Вскоре подряд взорвались две бомбы бомбы Mark 82, весом 227 кг, еще через минуту рванули еще три боеприпаса подвешенные на крыльях. Этот взрыв привел к возгоранию и взрыву топливного резервуара самолета заправщика (23 000 литров). Огненный шар распространил огонь дальше. Всего было 18 взрывов, в результате которых в полетной палубе и за ее пределами образовалось восемь пробоин. На помощь терпевшему крушение авианосцу пришли атомный крейсер USS Bainbridge (CGN-25) и эсминец USS_Rogers_(DD-876). Объединенным экипажам трех кораблей потребовалось около четырех часов, чтобы потушить пожар.
В тот же день "Энтерпрайз" дошел в Перл-Харбор и после 51 дня ремонта он продолжил службу. Это был последний из трех крупных пожаров, произошедших на американских авианосцах в 1960-х годах. Первый на USS Oriskany (CV-34), 26 октября 1966 года, и на борту USS Forrestal (CVA-59) 29 июля 1967 года. Пожар на последнем также был связан с ракетой "Зуни", которая была случайно запущена со стоящего на палубе самолета, произошло это из-за скачка напряжения. Начавшийся пожар так же привел к взрыву бомб. В последствии были приняты меры, которые помогли в ликвидации последствий взрывов на "Энтерпрайзе", однако это не помогло избежать жертв, 28 моряков погибли, 314 получили ранения. 15 самолетов были полностью уничтожены, десятки повреждены.
Расследование установило, что первый взрыв ракеты "Зуни" был вызван перегревом от выхлопных газов установки запуска. Следователи также установили, что летчик заметил это и сообщил персоналу, который был занят другими задачами и либо проигнорировал замечание, либо просто не расслышал из-за шума на взлетке.
В последствии система запуска была перепроектирована так, чтобы выхлопные газы шли вверх, а не в сторону, так же была увеличена длинна шланга идущая от устройства к самолету. Еще рекомендовалось донести до персонала летной палубы температуры детонации боеприпасов и времени, которое дается на их тушение.
До вывода из эксплуатации авианосец "Энтерпрайз" участвовал во всех войнах с участием США. 1 декабря 2012 года он был выведен из эксплуатации, но его "сердце перестало биться" только в декабре 2016 года, когда был разряжен последний реактор. В 2019 году один из его якорей был передан на авианосец USS George Washington (CVN-73).
Около 8:20 утра 14 января 1969 года авианосец USS Enterprise CVN-65 (Энтерпрайз) находился у побережья Гаваев и только начинал делать разворот для захода в порт.
2 минуты
1223 читали