13 подписчиков
Старообрядчество и обрядоверие (часть 1.)
Старообрядчеству никогда не было чуждо и самое широкое просвещение. "Наше общество, - свидетельствует г. Юзов, - привыкло думать, что так называемые староверы - приверженцы буквы, что они по своему религиозному фанатизму представляют какия-то окаменелости, которыя достались нам по наследству от варварских времен, и что все желание их направлено на сохранение старых обрядов. Люди, высказывающие на раскол противоположный взгляд, сравнительно редки; даже в литературе господствует мнение, что раскол - следствие невежества и слепой привязанности к обычаям предков, можно подумать, что православие держится у остального народонаселения вследствие большого просвещения его. Но все свидетельства за то, что раскольник грамотнее и развитее православного крестьянина". "Нет никакого сомнения, - утверждает Вл. Фармаковский, - что уровень образования раскольников стоит выше, нежели у православных"; "всякий начитанный сектатор загоняет в споре всякаго любого священника", - подтверждает гр. С. С. Стенбок. Не только теперь, но и прежде староверы отличались начитанностью и бойким умом: так, например, по словам г. Нильскаго, "всякому известно, что например, "Поморские Ответы", написанные под редакцией Денисовых, затрудняли своим содержанием не только иеромонаха Неофита, человека, впрочем, может быть, и не совсем просвещеннаго (однако, заметим мы от себя, посланного синодом просвещать староверов), но и просвещеннаго Феофилакта Лопатинскаго, архипастыря умнаго и образованнаго. И доселе еще остаются "Поморские Ответы" неразобранными вполне и удовлетворительно. А между тем эти "Ответы" - не единственнодельное сочинение раскольническое. Есть немало и других, еще более обширных и более, видимо, основательных произведений раскольническаго ума. А что сказать о сочинениях раскольнических, менее объемистых, но иногда не менее замечательных? По крайней мере то, что число их очень и очень велико". Старовер Павел Онуфриевич Любопытный в предисловии к своему сочинению "Каталог или библиотека староверческой церкви" говорит, что он составил ее "дабы ею вразумить невежд и обуздать шумную их буйность, кричащую что старообрядцы есть сущие невежды; что они о своей вере и ея обрядах не имеют никакого понятия, не знают никаких наук, словесности, и чужды образования ума и сердца, чтобы они, бедные, в сих ложных мнениях опомнились" (Чт. в Имп. общ. ист. и др., 1863 г. кн. 1-я).
В приведенных мною фактах, - заключает г. Юзов, - нет ничего удивительнаго, так как крестьяне, одаренные духовными талантами жаждущие применить свои силы к трудам умственным, холодные к православию и при недоверии к правительству и духовенству, большею частью обращающиеся в раскол, представляющий им обширное поле для деятельности, бегут к раскольникам, где находят своего рода общество людей ученых, т. е. начитанных, библиотеки, читателей, издателей, переписчиков, переплетчиков и все пособия для свободнаго общения мысли и слова. Вот отчего раскольничья литература с каждым годом все больше и больше увеличивается. Рукописных посланий и стихотворений раскольнических появляется многое множество.
Кто же может поверить, что раскол, рекрутируемый талантами, представляет из себя какую-то мумию ("Староверы и духовные христиане", И. Юзов, стр. 47, 48 и 49).
Продолжение следует...
Журнал "Церковь", 1909, №13. С. 448.
М. П. Боткин (1839–1914 гг.), «Старовер», 1877 г.
2 минуты
17 января 2023