Найти тему

Немного из истории ручного ткачества...


Бранное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани.

Название произошло от способа создания узора (слова "брать"), когда нити основы "пробираются" при помощи специальной дощечки - бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Выполненные большей частью из белых или суровых льняных ниток, народные ажурные ткани привлекают своей скромной изысканной красотой, тонкостью исполнения. В них хорошо выявлены свойства материала: шелковистый блеск, мягкость и гибкость льняных нитей.

Бранными узорами в старину любили украшать полотенца, скатерти, детали женской одежды. Все предметы, украшенные бранными узорами, имели в старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами оберегательного значения. Такая техника бранного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

При всей кажущейся сложности ажурные ткани выполняются довольно просто, при помощи обычной дощечки - бральницы. Особенностью ажурного ткачества является то, что при наборе нитей основы на дощечку нужно предварительно перевить их пальцами левой руки, поодиночке или группами.
По внешнему виду бранные ткани напоминают вышивку вперед иглой: и там и здесь цветней нитке проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение. Интересная техника «примитивного тканья», так называемый «живой стан». Этот уникальный способ был описан пензенским краеведом Гвоздевым. Образцы поясов, вытканных на «живом стане», были экспонированы им в 1923 г. на Сельскохозяйственной выставке в Москве.По мнению этнографа Н.И. Лебедевой, «живой стан», представляет большой исторический интерес, так как, «возможно, что мы имеем здесь дело со случайно сохранившимся реликтом древней техники тканья» и «допустимо предположить, что этот способ тканья мог возникнуть в прошлом при наличии большой семьи или даже материнско-родовой группы, позволявшей организовать такой сложный процесс, требовавший участия большого количества женщин, идеальной дисциплины и слаженности в работе, руководимой старшей».

Согласно описанию процесс работы на «живом стане» происходил следующим образом: пять женщин становились рядом, пять других - напротив них; одиннадцатая женщина руководила всем процессом ткачества и прокладывала уток, исполняя роль челнока. Нити основы натягивались от одной группы женщин к другой и закреплялись на пальцах рук. Затем, по команде руководительницы, одна группа поднимала руки вверх, и в образовавшийся зев прокладывался уток. После чего другая группа женщин поднимала руки, а первая - опускала, и в зев вновь прокладывался уток. В этом способе тканья налицо два главных признака ткачества: наличие основы, утка и механического чередования зева.

Народное узорное ткачество в настоящее время развивается очень активно, это объясняется тем, что вещи, вытканные ручным способом, отличаются неповторимостью композиционного и колористического решения, богатством орнамента и структурных переплетений.

Для современного узорного ткачества характерна преемственность местных художественных традиций и технических приёмов, сложившихся на протяжении многих веков. Богатые традиции народного узорного ткачества успешно развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов, а также мастера, работающие на дому.

Ручное ткачество – необычное в наше время старинное ремесло. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Может пригодиться любая пряжа, даже самые короткие остатки. В настоящее время используют нитки другие материалы промышленного изготовления. Художественное решение узорных тканых изделий в большей степени зависит от техники ткачества, поскольку фактура самой ткани ... продолжение тут : https://vk.com/wall-127395376_4897
3 минуты