Найти тему
2794 подписчика

🗣«Импортоопережение»? Что это?

Михаил Кузнецов, директор департамента машиностроения для топливно-энергетического комплекса Минпромторга РФ.

(Выдержка из интервью ЭПР)
- В последнее время все чаще звучат утверждения, что для достижения устойчивого технологического суверенитета нужно не просто импортозамещать, но импортоопережать. То есть создавать собственную продукцию, превосходящую импортные аналоги. Насколько реально реализовать такую стратегию сегодня? Какие области технологий и оборудования для ТЭКа наиболее перспективны с этой точки зрения?
– С этим выражением нельзя не согласиться. Мы не можем, да и это неоправданно чисто с экономической точки зрения, быть постоянно в роли догоняющих. При этом надо понимать, что, вынужденно оказавшись в текущей ситуации, мы обязаны обеспечить устойчивость уже созданной промышленной инфраструктуре и реализуемым в настоящее время проектам. По ним отказаться от «классического» импортозамещения мы просто не можем.

В 2022 году можно было отметить возросший интерес промышленных предприятий к механизмам субсидирования НИОКР и «обратного инжиниринга», о которых я говорил ранее. Это обусловлено увеличением спроса со стороны компаний–заказчиков на отечественное оборудование в условиях введенных ограничительных мер.
Поэтому мы продолжаем думать над тем, как существующие меры могут быть улучшены.

Импортоопережать же следует через формулирование, транслирование и реализацию технологических вызовов, которые сейчас стоят перед ключевыми потребителями. Компании-заказчики уже давно по всему миру практикуют такой подход, при этом не отказываясь от заказа на более конкретизированный НИОКР. Это особый инструмент в рамках системы «Открытые инновации», когда ты формируешь проблематику, не сильно конкретизируя свои ожидания по подходам к ее решению. После формируешь «воронку» и отсматриваешь весь спектр проектов.

Хотя на себя обращает внимание то, что, несмотря на наличие мер для практически всех этапов реализации проектов, они понятны и применимы преимущественно для относительно крупных и средних организаций с хорошо структурированными проектами. Я говорю о проектах с четким пониманием образа конечного изделия, предварительной оценкой себестоимости его производства и рынка сбыта. К сожалению, это неприменимо для тех самых проектов ранних стадий, реализуемых небольшими коллективами, для которых характерны высокие риски и неопределенность. В других странах подобного рода инициативы получают основную поддержку от венчурных фондов и частного бизнеса.

Именно поэтому необходимо задуматься о создании механизмов поддержки и таких проектов. Наиболее приоритетным и наиболее быстрым для реализации мне представляется вариант создания инструмента коллективного грантового финансирования проектов ранних стадий для ТЭКа, например, за счет консолидации средств, на актуальные технологические вызовы компаний ТЭКа.
Читать интервью полностью на сайте «Энергетика и промышленность России»
2 минуты