Найти тему
49 подписчиков

↗️ Переход права на 

компенсацию морального вреда в порядке наследования

#цивилистика_ютуб
#цивилистика_деликты

📌 В новом постановлении Пленума Верховный суд подтверждает позицию о том, что если размер морального вреда не определен, то право на его компенсацию по наследству не передается:

Право на компенсацию морального вреда, как неразрывно связанное с личностью потерпевшего, не входит в состав наследственного имущества и не может переходить по наследству (пункт 1 статьи 150 и часть вторая статьи 1112 ГК РФ).

Право на получение денежной суммы, взысканной судом в счет компенсации морального вреда, переходит к наследникам в составе наследственной массы в случае, если потерпевшему присуждена компенсация, но он умер, не успев получить ее.

(п. 9 постановления Пленума № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» от 15.11.2022)

Возникает вопрос: кем должно быть определено требование и кто его должен подтвердить? Единой позиции на этот счет нет. Однако Эдуард Евстигнеев считает, что достаточно решения суда первой инстанции. С получением решения суда можно сказать, что требование кристаллизовалось, был определен его размер. В таком случае оно может поступать в наследственную массу, передаваться соответствующим лицам.

❓ Можно ли считать такую практику оправданной? Куда более справедливым видится подход, который связывает возникновение требований с наличием страданий. Каким образом будет происходит их кристаллизация, останется на усмотрение наследников.

Некоторые заявляют аргумент о том, что общий подход о недопустимости передачи права на компенсацию вреда обусловлен невозможностью наследников в полной мере донести требования в суде. Однако такой довод легко парируется ссылкой на  институт представительства.

🇩🇪 В правоприменительной практике Германии подобные проблемы разбираются очень детально. Вопрос о том, могут ли родственники погибшего взыскать моральный вред, лег в основу решения Верховного суда VI ZR 182/97 от 12.05.1998. Был выработан следующий стандарт: если страдания можно четко идентифицировать и они имели место до наступления смерти, их надлежит компенсировать. Итак, германский правопорядок допускает универсальное правопреемство всех притязаний на компенсацию за боль и страдания.

То, что наш правопорядок придерживается иной позиции, обусловлено скорее политико-правовыми аргументами.

🎞 Это – лишь небольшая часть обсуждения, состоявшегося в ходе семинара «Возрождение института компенсации морального вреда: миф или реальность?». Представляем Вашему вниманию отрывок с дискуссией на определения базового размера компенсации морального вреда:


📎 На повестке мероприятия – обсуждение наиболее интересных положений постановления Пленума № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», которое было принято 15 ноября 2022 года.

✅ Узнать ответы на все волнующие вопросы можно в полной записи семинара:

2 минуты