104,8 тыс подписчиков
«Противник, избегая встречных боев с нашими танками и лобовых атак подготовленной обороны, удачно применяет авиацию, мощный артиллерийский и минометный огонь, маневрирует на поле боя, стараясь выйти на фланги и в тыл.
Огонь немецкие танки ведут обычно с коротких остановок и довольно метко.
Для успешной борьбы наших танков с мотомеханизированными частями противника необходимо тесное взаимодействие с разведывательной и боевой авиацией и мощное огневое сопровождение атаки...» (с) из доклада начальника Автобронетанкового управления Западного фронта заместителю Народного Комиссара Обороны СССР от 5 августа 1941 года о боевых действиях механизированных корпусов с 22 июня по 27 июля 1941 года. / Сборник боевых документов Великой Отечественной войны.
В общем, если говорить о немецких танковых войсках, то их «стиль боя» в 1939 — 1941 годы, — это атаки по наиболее уязвимым местам обороны, с перспективой выхода в тыл. Танки должны громить тылы и резать коммуникации, бить заведомо более слабого противника, а не воевать с другими танками и лезть в лоб на укрепления.
Так что немцам до встречи с Т-34 и КВ и до перерастания войны в фазу «тотальной и на истощение» (поскольку блицкриг был сорван) тяжелые танки просто не были нужны. Зато у вермахта были хорошо организованные (и опробованные на практике) танковые и моторизованные дивизии, в которых гармонично сочетались рода войск (моторизованная пехота, мобильная артиллерия, разведка, саперы, танки и бронетранспортеры и т.д.) с большим опытом и поддержкой авиации. Действия немецкой разведки играли ключевую роль: натыкаясь на ожесточенное сопротивление, нацисты просто вызывали авиацию или били по другому, более слабому участку. Это и отмечалось в советских документах 1941 года.
Так что, сравнивать количество танков у той или другой стороны — на мой взгляд, дело гиблое. Гораздо важнее не количество танков, но то, как они используются.
Фотографии: страшное лето 1941 года.
1 минута
24 января 2023
41,3 тыс читали