Какой у вас LTV?
Очень простой вопрос, на который трудно дать простой ответ.
Знание LTV часто встречается в требованиях к менеджерам продукта, к продуктовым аналитикам. Но вот знать и уметь, все же, не одно и то же.
Если мы быстренько погуглим, то найдем следующую формулу расчета: ARPU * LT, где:
- ARPU (Average Revenue Per Users) — средняя сумма дохода на одного пользователя за определенный период (неделя, месяц, квартал).
- LT (Live Time) — время “жизни” клиента.
Можно найти и другие методы, и большинство из них крутятся вокруг этих величин.
Тут и кроется проблема. Есть клиенты, которые платят уже 5 лет, а есть те, кто только что сделал первый платеж. Но, вот, пять лет назад у нас были другие тарифы, другие скидки и спецпредложения. Ну и старые пользователи с нами 60 месяцев, а новые меньше одного. И как же нам посчитать, сколько у нас платит клиент в среднем за один период (в нашем случае месяц) и сколько месяцев он живет. Получаем, что:
- Всегда будем рассчитывать “среднюю температуру по больнице” — в одну кучу сгребем всех пользователей и усредним. Странно, ведь обычно твердим, что хорошо, когда пользователи сегментированы, гомогенны.
- Посчитанная величина будет “на сейчас”, а через месяц она может быть больше или меньше.
- На изменение LTV во времени будут влиять промокампании, реактивации, раздача триалов, скидки, черные пятницы, рост стоимости подписки и прочие факторы. Поэтому наши LTV 3000 р. сейчас будет значить немного не то, что раньше. Т.е. LTV не может быть высечен в граните.
Итого — формула ARPU * LT более-менее работает на “мертвом” продукте, у которого уже нет ни новых пользователей, ни новых денег. Тут понятен и ARPU, и LT, все легко посчитать без ошибок. А если продукт живой, развивающийся, то будут проблемы...
Как же можно считать LTV, чтобы с ним можно было нормально работать. Считать LTV по когортам первой оплаты — по неделям, месяцам, кварталам — как посчитаем нужным. По формуле — Revenue/U (всю сумму дохода пользователей когорты делим на количество пользователей когорты, тут не привязываемся к чистой или не чистой прибыли).
Таким образом нивелируем проблему “старости” наших клиентов — LTV старых клиентов будет рассчитан отдельно от новых - у каждой когорты будет свой LTV.
Что еще можно посчитать на основе LTV:
- Средний LTV накопительно (берем весь доход на данный месяц и делим его на количество всех пользователей), пересчитываем на каждый месяц, смотрим с в динамике.
- Средний скользящий LTV - делаем то же самое, но каждый раз за несколько последних периодов, например, 6 месяцев, и также смотрим в динамике.
2 минуты
23 января 2023