963 подписчика
Петергоф. Музей Церковный корпус.
Придворная церковь, созданная по воле императрицы Елизаветы Петровны и проекту Ф.Б. Растрелли, создателя стиля елизаветинского барокко, является выдающимся образцом культового сооружения этого архитектора. Впервые освященная в 1751 года, она заняла восточный корпус Большого дворца, увенчанный, по желанию Елизаветы Петровны, пятью золочеными куполами "согласно нашей вере". Необычайно пышная и красочная внутренняя отделка удивительна для традиционного русского церковного зодчества. Она демонстрирует сочетание православных традиций с идеями западной культуры и стиля барокко. Потоки света, льющиеся из больших окон, яркая живопись, золоченая резьба, отсутствие сцены Страшного суда, мягкие и добрые лики святых, воплощающие идею заступничества за людей, создают особо праздничную и благостную атмосферу. Обилие золота в отделке Алтаря, Зала и Трапезной наполняют их сакральным смыслом, поскольку золото – главный символ церковного искусства, означающий сияние Божественной славы.
Необычен план церковного зала – в виде восьмиугольника, словно путеводной звезды, сияющей в этом мире. Свод купола также имеет восемь граней. На нем, как и полагается в православном храме, изображены самые первые и самые почитаемые создатели церкви: евангелисты, апостолы, святители. К числу особенностей Церковного зала придворной петергофской церкви относится отсутствие солеи и амвона – возвышений перед иконостасом и алтарем. Расположение 40 икон на шестиярусном иконостасе традиционно. Многие святые на иконах изображены в состоянии эмоционального напряжения, выраженного в позах, жестах, поворотах, характерных для барочной живописи. Золоченая резьба вокруг них, состоящая из херувимов, рокайлей, прихотливых растительных побегов, гирлянд, хоть и символизирует райские кущи, но почти не отличается от резьбы в императорских залах дворца. Кроме того, в неё включены и вензеля императрицы Елизаветы Петровны.
Особенно эффектна центральная часть иконостаса, устремленная вверх, украшенная витыми золочеными колоннами и завершенная резной золоченой Голгофой с Предстоящими. Из семи таинств здесь чаще всего совершались таинства евхаристии, венчания и крещения. Придворный храм был свидетелем семейных торжеств Дома Романовых. Здесь не только сочетались браком, крестили новорожденных, но и отмечали дни важнейших государственных и религиозных праздников. Заключительными страницами в истории церкви стали крещения четырех из пяти детей последнего русского императора Николая II. Крещение его долгожданного наследника цесаревича Алексея, рожденного в Петергофе, произошло 11 августа 1904 года.
2 минуты
8 февраля 2023