123 подписчика
Христос явися, всю тварь хотя обновити
В ночь Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, игумен Агафангел (Болдин) совершил всенощное бдение, Божественную литургию и чин великого освящения воды.
После ночной Божественной литургии, по заамвонной молитве, при пении тропарей «Глас Господень на водах» священнослужители вышли на площадь перед храмом в честь святых жен-мироносиц, где игумен Свято-Успенского мужского монастыря совершил великое освящение воды.
По окончании поздней Божественной литургии на монастырской площади также был совершен чин великого водоосвящения.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
Главная цель Крещения поясняется в Евангелии от Иоанна: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. … И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.1:31-34 ).
От Самого Бога Отца Иоанн, а через него и весь Израиль, получили свидетельство, что Иисус Христос есть Сын Божий. Именно поэтому праздник Крещения мы называем Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — нисшествием на Иисуса Христа в виде голубя.
И явился Господь для обновления не только падшего человека, но и всей природы, всего творения, которое через грехопадение Адама причастилась тлению, как об этом свидетельствует апостол Павел: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;» (Рим. 8:20-22)
Справка
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой - великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. В прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню.
Фото Алексей Григорьев
2 минуты
22 января 2023