Найти тему

Иконопочитание имеет длинную историю. Не простую, потому что это плод постепенного усвоения людьми веры. Ранняя Церковь не знала икон. Иконопись - это не искусство в прямом смысле слова. Здесь нет портретов и все символично. Икона - это в первую очередь, окно в горний мир и еще, пусть и немного - окно в прошлое. Память для нас о прошедшем, о мучениках, которые пострадали за веру.

📌Раритетная икона «Три отрока в пещи огненной» датируется второй половиной XVII века👇
✍️📖Сюжет иконы основан на ветхозаветном тексте Книги пророка Даниила. Это иллюстрация рассказа о чудесном спасении трех плененных иудейских отроков: Анании, Азарии и Мисаила. Товарищи Даниила, во время вавилонского плена отобранные для службы «в чертогах царских» (Дан. 1, 4) получили другие, халдейские имена: Седрах, Мисах, Авденаго. После того как Даниил истолковал вещий сон Навуходоносора, царь по его просьбе возвысил отроков над другими иудеями и поставил их «над делами страны Вавилонской» (Дан. 2, 49). Однако за отказ поклониться золотому истукану, торжественно установленному царем «на поле Деире, в области Вавилонской», юноши были связаны и брошены в раскаленную печь, но чудесным образом остались невредимы. Ведь утратив свои имена, они не утратили Его и Он спасет, берёт их за руки. Этого не могут видеть язычники, закрывающие лица свои от ужаса. Они не знают такого Бога.
В то время как языки пламени поражали разжигавших печь халдеев, Азария посреди огня возносил исполненную покаяния молитву Господу, закончившуюся прошением принять их духовную жертву. Царь Навуходоносор с изумлением видел, как освободившиеся от уз отроки «ходили среди огня и жар не касался их», а сошедший в печь ангел Господень охлаждал около них пламя.
Видя чудесное спасение трех отроков и величие Бога вынужден был признать Его и сам Навуходоносор, после этого чуда еще более возвысивший отроков в стране Вавилонской.
🎨 «Три отрока в пещи огненной» - один из древнейших сюжетов в христианском искусстве. Представленное нижи изображение 👇 отличается от древней лаконичной схемы и подробно иллюстрирует ветхозаветный текст. Раскаленная пещь с вылетающими из топки языками пламени и помещенными в нее юношами занимает лишь правую часть композиции. Здесь же возвышается крупная фигура архангела Михаила, распростершего крылья и возложившего руку на охраняемых им и спасенных Господом отроков, а у подножия огненной печи представлены убитые пламенем халдеи.
В центре на столпе установлен тот золотой истукан, которому отказались поклониться Анания, Азария и Мисаил, а на фоне богатых чертогов в окружении слуг восседает Навуходоносор.
👉Такой подробный вариант иконографии известен на Руси с конца XV века, хотя сформировалась такая иконография, еще в византийском искусстве. На ее создание не могла не повлиять церковная служба, с особой торжественностью проходившая в Софийском соборе Константинполя ✝️ 17 декабря - в день памяти пророка Даниила и трех отроков вавилонских. Во время литургии в этот день читался отрывок из «Послания к евреям», где два события - спасение Даниила из рва львиного и отроков от огня - ставятся в прямую связь с Воскресением Христа: «заставили умолкнуть львов, погасили яростный огонь» (Евр. 11, 33-34).
Сюжет «Три отрока в пещи огненной» не только служит иллострацией ветхозаветного текста, он напоминает нам о важнейших христианских идеалах: ❤️духовной стойкости,
❤️неприступной вере в Господа,
❤️праведности,
❤️чистоте,
❤️горячей молитве и
❤️покаянии.
К особенностям иконографии рассматриваемого памятника следует отпести поясное изображение отроков, обычно они написаны в рост или поколенно, еще необычен жест поднятой и указывающей вверх руки архангела, он всегда возлагает обе руки на головы юношей и нестандартные позы поверженных халдеев. Особое своеобразие придает иконе и затейливое убранство полей, растительный орнамент которых напоминает заставки рукописей и техника работы, имитирующая чернение по серебру. Подобные декоративные рамки известны в иконописи Великого Устюга, с которой связывают происхождение этой уникальной иконы.
Иконопочитание имеет длинную историю. Не простую, потому что это плод постепенного усвоения людьми веры. Ранняя Церковь не знала икон.  Иконопись - это не искусство в прямом смысле слова.
3 минуты