Найти тему

Знакомьтесь - один из самых роскошных магазинов Москвы, Петровский Пассаж.

Вполне естественно, что каждый Новый Год хозяин одевает его в роскошные одежды на радость проходящим мимо горожанам, и впрямь от этого становится светлее и веселее.
Но вот если зайти с другой стороны здания, то взору изумленного прохожего откроется вот такой барельеф (фото 1). Предположительно, это приквел к "Мыслителю" Родена, когда этот "Мыслитель" только пытается взгромоздиться на пьедестал, чтобы принять там соответствующую позу: мы видим, что верх туловища уже эту позу репетирует, тогда как нижняя часть еще только в стадии взбирания.
Интересно, чем руководствовался скульптор Манизер, изображая свою жертву такой нарядно oбнаженной?
То ли он стремился показать всю красоту пролетарского тела, а то, может, и другая идея здесь заложена, что уж совсем до полного ничтожества довел рабочего проkлятый царизм - не только своих цепей он лишился, но и последней худой одежонки.
Обращают на себя внимание и какие-то разъединенные серп и молот - видимо, на тот момент не случилось еще смычки между городом и деревней, и вот именно о преодолении этой пропасти и задумался наш детина.

Но - шутки в сторону.
На самом деле этот барельеф - дитя монументальной пропаганды времен военного коммунизма, призванное проиллюстрировать жизнеутверждающий девиз промышленной выставки ВСНХ 1920 г.: "Опираясь на народное хозяйство, коммунизм пускает колесо новой жизни в ход".
И вот после выставки, в 1921 году, композиция "Рабочий" была вмонтирована в стену бывшего Фирсановского - ныне Петровского - пассажа, который на тот момент уже забыл, что он когда-то был центром московской торговли, наряду с Мюром и Мерилизом.
Пассаж вновь заработал в 1928 году, во время войны весь его верхний этаж отдали под общежитие для москвичей, потерявших жилье в результате бомбежек, а в 1966 году Марлен Хуциев запечатлел Пассаж вместе с рабочим в начальных кадрах своего фильма "Июльский дождь". Только там рабочий был черного цвета - то ли в поддержку африканского пролетариата, то ли другой краски у завхоза не было.

Что касается Матвея Генриховича Манизера, то он широко прославился на поприще монументальной пропаганды - всем москвичам отлично известны его скульптуры на станции "Площадь Революции" (фото 5 и 6) - ах, как я любила в детстве их рассматривать!
А еще он породил монументальных партизан на станции "Измайловский парк", их я боялась, уж больно велики. Отметился мастер и в изготовлении памятников Ленину, бывает.
2 минуты