Найти тему
18,6 тыс подписчиков

Существуют ли в Ветхом Завете прообразы евхаристии? О, да. Первым прообразом ее считается трапеза Авраама, возвращавшегося после победы над Кедорлаомером и союзными ему царями. Авраам, освободив Лота, спустился в долину Шаве (царскую). Там ветхозаветного патриарха встретил Мелхиседек, царь Салима (мира) и одновременно «священник Бога Всевышнего» (Быт. 14:18). Мелхиседек благословил Авраама и вынес последнему хлеб и вино.

   По толкованию святых отцов Церкви, угощение Мелхиседека – это прообраз евхаристии, бескровной жертвы. Эту мысль выражают святитель Киприан Карфагенский, преподобный Иоанн Дамаскин. Первый в «Письме к Цецилию о таинстве Чаши Господней» пишет, что «в священнике Мелхиседеке предызображено было таинство жертвоприношения Господня». Второй в «Точном изложении православной веры» повторяет, что «та трапеза прообразовала эту таинственную трапезу». Трапеза Авраамова предизображает состав таинства (хлеб и вино). Предопределяет правила причащения (вкушающий побеждает врага –диавола и освобождается от коалиции царей – грехов). Открывает в лице Мелхиседека Главного Совершителя Таинства – Христа Иисуса.
   Вторым не менее значимым прообразом евхаристии является манна небесная. Сынам Авраама она чудесно ниспосылается Богом с неба. Эта манна, по слову Моисея, «была, как кориандровое семя, белая, вкусом же, как лепешка с медом» (Исх. 16:31). Это был «хлеб, который Господь дал <…> в пищу» (Исх. 16:15) своему народу для того, чтобы последний забыл о египетском хлебе – хлебе рабства. Небесной манной Господь смирял и испытывал свой избранный народ, чтобы сделать ему добро (Втор. 8:16). Манна была счастливым жребием победителей, символом новой жизни.
   Новозаветная манна (евхаристия) наследует основные свойства манны ветхозаветной. По содержанию она представляет собой главный источник питания – пшеничный хлеб. Евангелист Лука пишет: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое» (Лук. 22:19). И ветхая, и новая манны не являются произведениями земли, но сходят с неба. У евангелиста Иоанна читаем, что Господь есть хлеб, «сшедший с небес» (Иоанн. 6:51). Поскольку манна – дар Божий, она в обоих случаях является белой, ибо белый цвет – цвет чистоты, невинности и божественной Любви. Христиане вкушают манну (Плоть и Кровь Христовы), только очистившись от греха. Святитель Григорий Нисский подчеркивает: «Надобно чистою душою принимать в себя свыше сходящую пищу, которую не сеяние при помощи земледелия произрастило нам, но которая есть готовый несеянный и не оранный хлеб, сходящий свыше, обретаемый же на земле».
   По этой же самой причине (то есть потому, что манна есть Дар Божией Любви) Святые Дары по вкусу напоминает мед, ибо Слово Божие сладко гортани праведника (Пс. 118:103). Подобно иудейской манне, христианская евхаристия также служит религиозным испытанием верных. Апостол Павел предупреждает Коринфскую Церковь: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28). Наконец, Плоть и Кровь Христова, так же, как и древняя манна, есть жребий верных, победителей. В Откровении святого Иоанна Богослова читаем: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну» (Откр. 10:9-10). Сокровенная манна – это Божественная трапеза для верных христиан. Иначе говоря, это пища, открывающая жизнь в Боге и вход в Царство Его.
2 минуты
427 читали