Найти в Дзене
18,7 тыс подписчиков

Чем отличается ветхозаветная пасхальная снедь от новозаветной? Давайте разбираться... Иудеи Ветхого Завета готовили к пасхальной трапезе вино, опресноки и агнца. Христиане – вино и квасной хлеб. На первый взгляд, снедь очень похожа: вино на обеих трапезах предлагалось красное, виноградное; хлеб – пшеничный.

   Однако в действительности снедь была неодинаковой: не столько по существу, сколько по тому смыслу, с которым она употреблялась. К вину, используемому на седере, предъявлялось одно весьма важное требование: оно должно было быть кошерным, то есть приготовленным только евреем. Христиане употребляли любое вино, кроме идоложертвенного (1 Кор. 10:28). Кроме того, на седере вино было частью ритуала (воспоминания об исходе) и не имело никакого иного значения, кроме буквального (значения опьяняющего напитка). Иудеи пили вино в знак радости и веселья (символическое значение имела кровь агнца, прообразующая кровь Христову). В евхаристии вино – это не прообраз и не символ. Это Кровь Христова Нового Завета (Мр. 14:24), предлагаемая под видом вина.
   То же самое и с хлебами. Иудеи вкушали на Пасху опресноки, то есть хлеб, изготовленный без применения дрожжей (мацу). У них опресноки назывались «хлебами бедствий» (Втор. 16:3), ибо напоминали о том времени, когда негде было заквашивать хлеб. Христиане использовали квасной хлеб (афимокан), согласно притче Господа, который учил, что Царство Небесное подобно закваске, которую женщина положила в три меры муки (Матф. 13:33; Лук. 13:21). Такой хлеб до совершения евхаристии напоминал о Триедином Боге (три меры), а после совершения ее превращался в «хлеб живый, сшедший с небес» (Иоанн. 6:51) или в Плоть Христову. Такой хлеб был жертвой умилостивления за грех и залогом будущей вечной жизни.
   Теперь, агнец. У народа избранного он был прообразом всемирной жертвы. Иудеи потому и вкушали агнца, чтобы приблизить час Мессии и избавиться его кровью от греха. Христиане на евхаристии не вкушали жареного агнца, ибо Агнцем, взявшим на «Себя грех мира» (Иоанн. 1:29), стал распятый на кресте Иисус Христос. Когда Воплощенное Слово взошло на крест и принесло в жертву свою Плоть и Кровь (заранее предложив Их в снедь в таинстве евхаристии), надобность в ветхозаветных жертвах отпала.
   Наконец, на обрядовом уровне неоднородность, инаковость обеих Пасх (Исходов) обнаруживается в чине их совершения. Ветхозаветная Пасха проходила по обычаю в Иерусалимском храме. Жертву (агнца) по чину Аарона заколал священник из рода Аарона. Новозаветная пасха проходила не в старом храме, а в сионской горнице. По Н. Н. Глубоковскому, скорее всего, в доме матери евангелиста Марка. В жертву Богу приносилась человеческая природа Иисуса Христа. Священнодействовал Сам Господь, Первосвященник: «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр. 7:26). Он принадлежал «к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику» (Евр. 7:11). И священнодействовал не по чину Аарона, а по «чину Мелхиседека» (Евр. 7:17), пребывая вечно и имея священство непреходящее (Евр. 7:24).
   Таким образом, совершенно очевидно, что, евхаристия не только не повторяла седер, не продолжала его (по смыслу, форме, чину, а не по ходу исторического времени) и не трансформировала. Но представляла собой явление Новое (Новый Завет в Крови Христовой), основанное на иной, Божественной, почве и генетически произошедшее от иных прообразов: благословения Мелхиседеком Авраама, манны небесной и угля горящего.
2 минуты
478 читали