Найти тему
18,6 тыс подписчиков

Чем Новозаветная Пасха отличается от Ветхозаветной? Новозаветная Пасха имеет с ветхозаветным пасхальным седером очень много общего: на уровне образно-символическом, смысловом, формальном, обрядовом... На уровне образно-символическом евхаристия также напоминает Пасху (исход), но уже не внешнюю, а внутреннюю – Пасху души, ее освобождение от греха. На уровне смысловом Новозаветная Пасха, как и ветхозаветная, соотносится с проявлением Божественной Силы (только у христиан имеется в виду Воскресения из мертвых). Новая Пасха также представляет собой великое благодарение Бога. В переводе с греческого ευχαριστια означает «благодарение». На уровне формы, образа новозаветная трапеза похожа на ветхозаветную в аспекте состава снеди (того, что потребляется). Первая трапеза приготовляет в снедь агнца, вино и опресноки. Вторая трапеза – квасной хлеб и вино. На обрядовом уровне параллели можно найти в таких действиях, как преломление хлеба, благословение хлеба и вина, проповедь, псалмопение.

Однако, несмотря на очевидное подобие двух трапез, они явно отличаются друг от друга и по смыслу, и по форме и по чину. Особенно сильно отличаются два вида трапез по смыслу. Ветхозаветная вечеря никогда не была событием мирового масштаба и не имела универсального значения. Она возникла в кругу немногочисленных сынов Авраама, была фактом конкретно-исторического (подзаконного) периода истории, предписывалась буквой Закона и служила одной из исторических посылок (или одним из прообразов) Трапезы Господней. Седер культивировал частное событие в жизни евреев (исход из рабства) и потому, по сути, являлся праздником больше гражданским, чем религиозным. Вся ритуальная часть Пасхи основывалась на мнемонии – воспоминании.
   Новозаветная вечеря изначально замышлялась как событие вселенское, универсально значимое для всех народов. Апостол Павел подчеркивает, что во Христе Иисусе нет различия «между иудеем и еллином» (Рим. 10:12). Эта вечеря родилась в кругу апостолов, посланных на благовествование во все концы мира. Трапеза Господня являлась исполнением Закона и пророчеств (Матф. 5:17) и выражала факт заключения Нового Завета с человечеством (Лук. 22:20). Она призывала человека к трапезе с Богом, к обожению. Апостол Петр ясно говорит о необходимости для всех быть «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Вечеря Божия являла образец религии, которая, по Лактанцию, есть «союз благочестия человека с Богом». Обряд Новозаветной Пасхи не воспроизводил для людей исторические реалии, но погружал их в новую, вечную жизнь, соединял их со Христом, который есть «путь и истина и жизнь».
2 минуты
445 читали