Найти тему
49,8 тыс подписчиков

В Румынии хранится бронированный Skoda VOS, превращённый в дрезину. У него очень интересная история


Говорят, что на нём ездила Ана Паукерова, известная как «Сталин в юбке», до совершения на неё покушения!

Škoda VOS — забытый бронированный лимузин, который производился в период с 1948 по 1953 год, в основном для правящей элиты. Предназначение автомобиля было отражено в его обозначении, аббревиатура VOS расшифровывается как «государственный персональный специальный».
Техзадание:
Млада-Болеславскому автомобильному заводу (сейчас он известен как «Skoda Auto») была поручена разработка бронеавтомобиля для высокопоставленных государственных чиновников, способного «проезжать через опасную зону» (так звучало задание).
Надо отметить, что до этого правительство обратилось к компаниям Tatra и Praga, но те отказались от реализации проекта. Говорят, что Tatra и Praga отказались от этого задания, потому что не хотели оказаться «на крючке» за смерть одного из высокопоставленных коммунистических чиновников, если что-то пойдет не так.
И вот инженеры Млада-Болеслава во главе с Олдржихом Медуной приступили к работе. Кроме того, группе пришлось разработать две версии: одну тяжелобронированную для высших партийных и государственных чиновников, другую — легкобронированную для сопровождения. В то же время эти варианты не должны были отличаться внешне.
Разработка:
Ещё больше задачу конструкторов усложнил первый просмотр прототипов, который не понравился заказчикам. По их мнению, функциональный образец (автомобилем его пока рано называть) выглядел слишком бронированным. Поэтому его списали, и команда начала практически с нуля. В конце концов, с дизайном помогла компания Karosa, известная своими автобусами.
Были и другие правки. Например, тогдашней первой леди Марте Готвальд было трудно сесть в лимузин. Поэтому седан пришлось удлинить (колесная база выросла на 100 мм), чтобы можно было увеличить задние двери.
Министр внутренних дел Вацлав Носек якобы жаловался на жесткие сиденья, из-за чего сиденья были заполнены перьями, генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Чехословакии Рудольф Слански, в свою очередь, требовал более мягкую подвеску, скорее всего из-за своей беременной жены.
Производство: 
Skoda отвечала за изготовление рамного шасси с жесткой задней осью и независимой подвеской передних колес, интерьер был разработан Tatra, а трансмиссия была поставлена ​​компанией Praga. Сборку наладили в Karosa.
По имеющейся информации, было выпущено не менее 107 экземпляров, из которых 37 были бронированными. «Тяжёлый» вариант весил почти 4,5 тонны. Более легкая небронированная версия весит примерно 3,9 тонны. Длина достигала 5,7 метра, колесная база равнялась 3,2 метра.
Броня: Бронированный лимузин получил несколько особых технических решений. Так, компании Mitas Praha пришлось разработать специальные более прочные шины.
Пуленепробиваемые окна состояли из нескольких слоев специальных стекол, соединенных американским клеем. Их толщина составляла 52 мм для тяжелобронированных автомобилей, около 8 мм для более легкой версии. Чтобы не было видно разницы, панели менее бронированной версии при производстве пришлось искусственно затемнять.
Толстые окна можно было опустить максимум на пять сантиметров, а делалось это при помощи гидравлической системы опускания, ведь весило одно такое многослойное стекло около 80 кг. А так как такого частичного опускания окон оказалось недостаточным, «тяжелые» машины оборудовали кондиционером, разместившимся, как и в нашей «Чайке», в багажнике.
Кузовные панели были выполнены из двух стальных пластин с примесью кобальта, между которыми вставлялась проволочная сетка.
3 минуты
393 читали