Найти в Дзене
86 подписчиков

“Третья мировая”

#третьямироваяпосредам #углеводороды

Геополитические итоги года.
#геополитическиеитогигода
Часть III. Латинская Америка

Среди причин, по которым мы в первой части обзора не включили Латинскую Америку в Азиатско/Индо-Тихоокеанский регион – особый подход к ней Вашингтона, который не является ни геополитическим, ни идеологическим.
Если пользоваться привычными штампами, то его можно назвать Realpolitik, а тактика США выглядит как попытка сократить число внешнеполитических фронтов, которые им необходимо удерживать.

Венесуэльский разворот
Стремясь в условиях энергетического кризиса получить доступ к дополнительным объемам нефти, Белый дом вступил в переговоры с Каракасом, которые закончились возобновлением торговых отношений США с Венесуэлой, а американская Chevron получила право в течение полугода добывать нефть в Венесуэле и поставлять её в США.
Экономическая составляющая сделки выглядит не очень привлекательно для Венесуэлы: страна получает доступ к $3 млрд. из своих замороженных активов в США на гуманитарные нужды, а поставки нефти осуществляются в счет долгов Штатам.
Однако, для Каракаса важен сам факт возобновления экономических отношений с Вашингтоном, что является определенным сигналом Европе. Символом политики “коллективного Запада” стал разворот на 180 градусов [по определению французской Liberation] позиции президента Франции Эммануэля Макрона, который еще в 2019 году называл Мадуро “нелегитимным” президентом, а 7 ноября 2022 года на Экологическом саммите в египетском Шарм-эш-Шейхе лично жал ему руку и заявил о желании выстроить длительные взаимовыгодные отношения с Венесуэлой. Мадуро поддержал конструктивный настрой коллеги и заявил, что Франция должна играть положительную роль в южноамериканском регионе, многозначительно добавив, что у них с Макроном “много общих хороших друзей”.

Что касается деятельности Chevron, то оговоренные полгода уйдут большей частью на возобновление работы месторождений, так что для организации реального нефтяного потока Вашингтону придется продлевать срок лицензий для работы Chevron [впрочем, это секрет Полишинеля].

Политическая составляющая сделки Вашингтона с Каракасом также выглядела в пользу Вашингтона, – одним из условий было согласие Николаса Мадуро вступить в переговоры с оппозицией, главным итогом которых должны были стать новые парламентские и/или президентские выборы.
Однако, Мадуро, по-видимому, лучше знал свою оппозицию, нежели ее северо-американские спонсоры.
Некоторое потепление в отношениях США и Боливарианской республики и снижение интереса Вашингтона к “президенту” Хуану Гуайдо, привело венесуэльскую оппозицию к расколу, – сразу 3 основные оппозиционные партии Венесуэлы проголосовали за отставку Гуайдо с поста главы “временного правительства”.
Даже по американским данным рейтинг Гуайдо снизился до 15%, хотя на пике популярности [и внешней финансовой подпитки] его поддерживало большинство венесуэльцев. Но “режим Мадуро” при поддержке Пекина, Москвы и Гаваны устоял, сохранив статус “непокорившегося Вашингтону”, что начало возращать ему симпатии населения.

Хуано Гуайдо стал настолько “токсичным”, что Госдепартамент решил больше не признавать его “временным главой” Венесуэлы. [Действуя по принципу “вовремя предать – это не предать, а предвидеть” ЕС еще в январе 2021 года отказал Гуайдо в статусе “временного президента Венесуэлы”, объявив его всего лишь “привилегированным собеседником”].

Для Байдена примирение с “режимом Мадуро” – существенный удар по идеологическому принципу “Демократии vs Автократии”, которым он подменил геополитические подходы. Но для победы над автократиями, как выяснилось, нужно много углеводородов, которые есть … у автократий.

Realpolitik Белого Дома заключается в том, что если по вопросу нефти “наш сукин сын” Мухаммед бин-Салман оказался просто “сукиным сыном”, то почему бы “просто сукиному сыну” Николасу Мадуро не оказаться “нашим сукиным сыном”?!
Продолжение следует
3 минуты