2098 подписчиков
НЕ РОССИЙСКИЕ СТАРТАПЫ
Удивительно, но даже в 2023 году встречается большое непонимание о том, что такое “российский” стартап. Хотя, казалось бы, именно 2022 показал это ярче некуда.
Итак, российский бизнес – это бизнес или действующий в основном на российском рынке (Яндекс), или имеющий основные активы в России, причем эти активы нельзя перевезти на паре самолетов (Газпром). Нет ни того, ни другого – стартап не российский, а той страны, в которой эти условия выполнены.
Условный Miro или Badoo не соблюдают российские законы, не платят российские налоги, не развивают российское общество. Их единственный вклад в российский ВВП – иногда имевшийся офис разработки. С экономической точки зрения – это обычный аутстафф дешевой рабочей силы в американскую компанию. Пришлось закрыть – закрыли и поменяли на условных дешевых индусов или поляков. Никто кроме уволенных или переехавших разработчиков ничего и не заметил.
Да, конечно, нам приятно и правильно называть их российскими в пиарном смысле. И не надо этого стесняться, даже если сам стартап против таких ассоциаций. Созданы россиянами, ключевые сотрудники – россияне, первые инвесторы – россияне, и, вон-вон, в том гараже ещё остались два программиста, которых почему-то не уволили при общей релокации. Об этом нужно снимать красивые фильмы, пусть у молодежи будет правильные образцы кроме спортсменов. Об этом нужно рассказывать по Russia Today, пусть мир знает не только водку с балалайкой. Всё так. Но это про пиар, а не про экономику, не надо их путать.
От существования Яндекса улучшается жизнь рядового россиянина. От существования Miro – рядового американца. И так было всегда, 2022 год тут ничего не изменил. Ну и, кстати, новые такие проекты тоже никуда не денутся. Им стало сложнее из-за санкций и блокировок с западной стороны забора, но это количественное изменение, а не качественное. Часть прорвется.
#простомысли
——
https://dzen.ru/id/5ed7cb1795ca8f588de80f92 — рассказ о новом стартапе каждый день. Кратко и без воды.
1 минута
8 января 2023
7998 читали