Найти в Дзене

Каково сейчас психическое здоровье общества?


Давно заметил, что между образованием и образованностью пролегает большая пропасть. Как мне кажется, это в полной мере касается и меня. Так, имея сертификаты специалиста по психиатрии и организации здравоохранения и общественному здоровью, я затрудняюсь с ответом на собой же поставленный вопрос. Прежде всего потому, что в Международной классификации болезней нет критериев постановки диагноза не отдельно взятому человеку, а всему обществу или человечеству. Также не ясно из доступных литературных источников, а каковым психическое здоровье у общества было раньше – в те или иные периоды развития.

В то же время, если применить простую математику, то вероятно, что психическое здоровье общества является совокупностью психического здоровья каждого из его членов. А психическое здоровье человека величина не постоянная, а скорее переменная. Каждый психически здоров лишь в той или иной степени. Фраза «Был бы человек – диагноз найдётся» является актуальной, пожалуй, не только для карательной психиатрии. Нельзя прожить жизнь, не имея на её протяжении хотя бы одного, того или иного психического расстройства.

Когда-то крупнейший мыслитель XX века, один из великой когорты "философов от психологии" и духовный лидер Франкфуртской социологической школы Эрих Фромм пришёл к выводу, что психическое здоровье характеризуется способностью к любви и созиданию, освобождением от кровосмесительной привязанности к роду и земле.

А ещё ранее Фрейд доказал, что психические заболевания взрослых можно определить как фиксацию на ориентации, свойственной более ранней стадии развития, или регрессию по отношению к этой ориентации, уже не соответствующей тому уровню, которого должен был бы достичь данный человек.

Эволюция человека зависела исключительно от его способности передавать знания грядущим поколениям и таким образом накапливать их, и она есть результат культурного развития, а не органических изменений. Ребенок из самой примитивной культуры, перенесенный в культуру высокоразвитую, развивался бы в ней наравне со всеми другими детьми, так как единственное, что определяет его развитие, – это культурный фактор.

Мы достигли такого уровня индивидуализации, при котором только вполне развитая, зрелая личность может полноценно пользоваться свободой; если индивид не развил в себе разум и способность любить, он, будучи не в состоянии вынести бремя свободы и индивидуальности, ищет спасения в искусственно созданных узах, дающих ему чувство принадлежности. Поэтому вероятно, что в наше время любой возврат от свободы к искусственной укоренённости в государстве, расе, национальности, отчасти в родине и патриотизме есть признак психического заболевания, так как он не соответствует достигнутому этапу эволюции и, несомненно, может вести к патологическим явлениям.

Здоровое общество развивает способность человека любить людей, стимулирует созидательный труд, развитие разума, объективности, обретение чувства собственного Я, основанного на ощущении своих творческих сил. Нездоровое общество порождает взаимную вражду, недоверие, превращает человека в объект манипуляций и эксплуатации, лишает его чувства Я, сохраняющегося лишь в той мере, в какой человек подчиняется другим или становится автоматом. Общество (его представляющее государство) может выполнять обе функции: и способствовать здоровому развитию человека, и препятствовать ему. Практически в большинстве случаев оно делает и то и другое; вопрос заключается только в том, каковы степень и направленность положительного и отрицательного влияний.

С учётом же преобладающей отрицательной направленности влияний последнего времени общество скорее больно. Конкретный диагноз затруднен из-за недостаточной разработанности темы. Но пока мне приходит на ум формулировка «Генерализованный психический инфантилизм».
3 минуты