Найти в Дзене
168,8 тыс подписчиков

Как изменится экономика Петербурга в 2023 году


Будущее Санкт-Петербурга в текущей ситуации предсказать и трудно, и легко

В чем проблема этого города?

Петербург уникален сочетанием «хороших» и «плохих» характеристик, и это сочетание делает его устойчивым и неустойчивым одновременно

«Хорошо» – это огромный (и одновременно компактный) город на берегу моря, и вблизи государственных границ. Собственно, таким он строился и задумывался и функционировал – как грандиозная перевалка сырьевых ресурсов в одну сторону и промышленных товаров – в другую сторону

«Плохо» - в настоящий момент роль Петербурга как узла «перевалки» ресурсов из России в Европу – под большим сомнением, а роль узла перевалки товаров из Европы в Россию – значительно снизилась

«Хорошо» - Петербург - «мегаполис», а значит, обладает рядом «мегаполисных» преимуществ – в таких городах самая образованная и квалифицированная рабочая сила, она создает больше добавленной стоимости и ВВП на душу, поэтому платит больше налогов. Помимо этого, в мегаполисах в процентах к населению меньше детей и пенсионеров, но больше работающих (приехавших в т.ч. из провинции), что обеспечивает меньший уровень нагрузки на социальную инфраструктуру.

«Плохо» - это «мегаполис» с высокой долей пенсионеров в населении – так сложилось исторически. А значит, городским властям придется увеличивать объемы перераспределения ресурсов, т.е. уровень вмешательства в экономику

«Хорошо» - последние годы Петербург выступал «реципиентом» человеческого капитала – по-русски говоря, те, кому не хватало места в Москве или остроты зубов для борьбы за «нерезиновую», ехали в Петербург.

«Плохо» - сейчас те, кто мог приехать в Петербург, сидят и думают – а стоит ли это делать

«Хорошо» - Петербург в 2022 году собрал триллион рублей в бюджет.

«Плохо» - пятую часть этих налогов заплатила корпорация, перспективы прибыли которой в следующем году, как минимум, под вопросом, и сможет ли она повторить это свое достижение – совсем не факт. Кроме того, сам факт «прихода» в город этой корпорации, будем честны, никак от города не зависел, это было чисто административное решение, принятое не в Петербурге.

Кстати, что касается остальных крупнейших налогоплательщиков города, то это не «нефть/газ», а обеспечение потребительского рынка, причем критически завязанное во первых, на потребительский спрос, во вторых на сотрудничество с иностранным капиталом и иностранные технологии. Последствий остановки производства на автозаводах, мы, например, еще просто не успели почувствовать.

А вот отток капитала – мы почувствовать успели. В Петербурге приходится работать больше, чтобы получить такой же объем благ, как в столице. Зарплаты меньше. Зарплаты растут там, где растет уровень конкуренции между капиталом за труд, эту зависимость еще в середине 19го века выявил замечательный американский статистик и исследователь рынка труда Гэри Кэри. В Петербурге есть и «дорогие» рабочие места, и безработицы пости нет – а вот заработать – не получается. Вернее, не просто заработать, а иметь возможность работать адекватное время, чтобы купить качественные товары по приемлемой цене. Деньги в Петербурге даются тяжелее, чем в столице. Капитал уходит, труд остается. За меньшие деньги.

А как же быть с «правительственным заказом», ведь в Петербурге, промышленном центре и столице военного кораблестроения, есть множество потенциальных получателей бюджетных денег.

А так, что это заказ будет определяться бюджетными возможностями правительства, а эти возможности – производная от объемов валютной выручки, которая оказывается в распоряжении власти. А с этой выручкой в наступившем году могут быть больше сложности.

Так что единственный фактор, который будет более-менее удерживать экономику города «на плаву» – это уровень «нагрузки на труд». Говоря языком марксистов – степень эксплуатации. И она будет расти.


Читайте больше новостей на @fontanka.ru
3 минуты
263 читали