Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

Вновь о предвоенном опыте Красной Армии. Часто в комментариях вспоминают про Халхин-Гол 1939 года. Действительно, эта серия боев (продолжавшаяся с мая по сентябрь 1939 года) между советско-монгольскими и японскими войсками завершилась уверенным успехом РККА (Бои у озера Хасан 1938 года имели куда менее очевидный результат). Однако, при рассмотрении проблемы возникает слишком много «но». Наиболее очевидные:

— небольшие масштабы боев на Халхин-Голе, их нельзя сравнивать с кампаниями вермахта. В боях с японцами тогда приняли участие несколько десятков тысяч человек, это смешные цифры для глобального конфликта;
— сам театр военных действий, находившийся далеко от советских западных границ (хотя многие командиры, прошедшие Халхин-Гол, позднее хорошо показали себя и в период Великой Отечественной);
— менее очевидное, но более интересное — опыт Халхин-Гола, действительно во многом значительный, хотя и локальный... не был оценен в полной мере. Здесь имел место личный конфликт между тогда ещё комдивом (с августа — комкором) Г. К. Жуковым и заместителем наркома обороны Г. И. Куликом. Кулик пытался рулить войсками через голову Жукова, но в итоге получил выговор от К. Е. Ворошилова (тогдашнего наркома обороны) и был им отозван в Москву... Но на этом дело не закончилось.
«Для рассмотрения опыта боев была создана специальная комиссия, которую возглавил заместитель наркома обороны Г. И. Кулик. В итоговом документе комиссии отмечалось, что боевой опыт, приобретенный Красной Армией в боевых столкновениях 1930-х годов, был ограниченным, так как бои проходили не на европейском ТВД, а по масштабу носили локальный характер...
Возможно, это был просто уход от объективной оценки конфликта, объясняемый как нежеланием разбирать существенные недостатки, так и персональным конфликтом между Г. К. Жуковым и Г. И. Куликом...
Опыт Халхин-Гола... плохо доводился до войск. Только в феврале 1941 года военно-исторический отдел Генерального штаба РККА под грифом «совершенно секретно» начал рассылать в округа материал С. Н. Шишкина «Разгром японо-маньчжурских войск на реке Халхин-Гол в 1939 году...» (с) С. Г. Осьмачко. Красная Армия в локальных войнах и военных конфликтах (1929 — 1941).
В общем, на Халхин-Голе действительно был получен неплохой локальный опыт, но в войска в должной мере, в массовом порядке, он не проник. За это можно сказать спасибо, в том числе, Григорию Ивановичу Кулику, который в 1940 году станет маршалом. Правда, в период Великой Отечественной бездарного (это не мое мнение, есть множество свидетельств от современников) Кулика понизят дважды (!) до генерал-майора.
«Кроме того, как установлено, Кулик во время пребывания на фронте систематически пьянствовал, вёл развратный образ жизни и злоупотреблял званием Маршала Советского Союза и заместителя наркома обороны, занимался самоснабжением и расхищением государственной собственности, растрачивая сотни тысяч рублей на пьянки из средств государства и внося разложение в ряды нашего начсостава...» (с) из приказа Народного комиссара обороны СССР (И. В. Сталина) от 2 марта 1942 года.
В 1947 году Г. И. Кулик будет арестован, в 1950 — расстрелян, по обвинениям в «организации заговорщической группы для борьбы с советской властью» (пожалуй, в этом случае опоздали лет на 10). Но красноармейцам, попавшим под каток вермахта летом 1941 года, от этого было не легче... Кстати, в 1957 году Кулика реабилитируют и даже зачем-то восстановят в звании Маршала Советского Союза.
Фотографии: РККА на Халхин-Голе, японцы на Халхин-Голе, Георгий Константинович Жуков, Григорий Иванович Кулик.
2 минуты
3616 читали