Найти в Дзене
104,8 тыс подписчиков

Я как-то уже упоминал, что немалая часть (возможно, даже большая часть) дореволюционной «титулованной элиты» выбрала не путь борьбы, но путь бегства или даже игнорирования событий Революций и Гражданской войны. Все эти князья, графья, бароны вовсе не бежали массово добровольцами в белые армии. Предпочитая выжидать в Европе или «отдыхать в Крыму», несмотря на то, что последний многократно переходил из рук в руки. На полуострове побывали белые (дважды), красные (трижды), немцы, Антанта, всякие региональные правительства... А вчерашняя элита наслаждалась «светской жизнью в своем кругу». Как князь Петр Сергеевич Урусов (1899 — 1984), оставивший занятные воспоминания о том времени.

«Несмотря на печальные события, то лето в Крыму было, однако, приятным во многих отношениях. Центры революции, Петербург и Москва, казались далекими. Мы находились в особого рода оазисе с друзьями и родственниками из Санкт-Петербурга, которые жили в своих имениях, обменивались визитами и ездили в Ялту...» (с) О. А. Литаш. / Князь Петр Урусов. Из воспоминаний исчезнувшего времени. Крымские страницы мемуаров (США, 1984)
Да-да, князь даже мемуары на английском писал, в США... но про США позже. Сейчас у нас 1917 год, безразличие «элиты» ещё можно понять: все ждали, что в центре «всё само как-нибудь утрясется».
Но вот уже 1918 год наступил, к власти пришли большевики. Но на положении многих представителей знати это не сильно отразилось:
«Наше имение было объявлено национализированным, но фактически ничего не изменилось. Мы продолжали жить в нашем доме, как и раньше. Единственное нарушение порядка, которое я могу вспомнить, было, когда по нашему саду прошел посторонний человек...»
Началась Гражданская война, в Севастополе случалось всякое, но «на крымском побережье» ситуация мало изменилась. Хотя...
«В эти зимние месяцы почти каждый вечер людей расстреливали на ялтинском молу, и одним из убитых стал мой троюродный брат, офицер военно-морского флота. Может показаться странным, что в то время, когда имели место эти ужасные эксцессы, продолжалось что-то вроде светской жизни. Когда бывал в Ялте, я обычно ходил на званый чай и видел довольно большое количество людей...»
Любопытно, что князь, будучи «здоровым лбом», почему-то не пошел воевать за белых: он при первой возможности уедет с американцами, в 1919 году. И даже за троюродного брата решил не мстить... Зато П. С. Урусову очень нравились немцы и англичане (ну про американцев уже было сказано):
«В апреле 1918 года немцы оккупировали Крым. Некоторые из красных командиров бежали, другие были расстреляны. Я обязан сказать, что присутствие немецких войск было большим облегчением. Никто из нас больше не находился в опасности. Несколько немецких офицеров, прогуливаясь верхом, иногда появлялись в Симеизе. В остальном присутствие их в районе Ялты ощущалось не очень сильно. Они не беспокоили нас...
Вновь ожила светская жизнь на нашей маленькой крымской Ривьере. Одним из мест, где собиралось высшее общество, был Мисхор; здесь образовалось что-то вроде теннисного клуба. Теннисные корты были в отличном состоянии. В мае или июне стартовали матчи и турниры и продолжались все лето...
Наконец мы наслаждались свободой и великолепной летней погодой, стараясь забыть на какой-то момент трагические события в других частях России. Прежде всего, мы были среди своих, в своей среде, возможно, слишком беззаботные и недостаточно осознающие неопределенное будущее, перед которым стояли...
Офицеры на борту были поистине очаровательными. Они предоставили свои каюты женщинам и детям. Установились дружеские отношения, и не только с офицерами, но и с некоторыми матросами. Британские матросы производили впечатление чистых, опрятных, красивых и хорошо воспитанных людей...»
Ну что сказать? Такое ощущение, что у этих людей была какая-то «своя волна», призрачная вселенная, в которой они жили, не замечая суровую реальность на дворе и не желая даже как-то отстаивать власть и собственность.
П. А. Урусов в итоге попал в американскую миссию Красного Креста (как сам пишет, по знакомству через другого князя) и покинул Россию ещё осенью 1919 года...
Я как-то уже упоминал, что немалая часть (возможно, даже большая часть) дореволюционной «титулованной элиты» выбрала не путь борьбы, но путь бегства или даже игнорирования событий Революций и...
3 минуты
3341 читали