Найти тему

В 2022 году мне довелось выпустить несколько по-настоящему знаковых книг, которые я могу со спокойной душой рекомендовать даже самым искушенным любителям хорошей литературы. Одной из таких книг является "Мадагаскар. Кинематографический роман" Мурада Ибрагимбекова.

Она по-своему уникальна: еще никогда мне не приходилось сталкиваться с произведением, которое было бы одновременно настолько остросюжетным и философским, настолько легким по подаче и детально продуманным, настолько душераздирающим и вместе с тем умиротворяющим.

Пусть вас не вводит в заблуждение несколько легкомысленное (по ассоциации с другим известным произведением) название романа. Мадагаскар в контексте книги — это не просто тропический остров в Индийском океане. Это — надежда на жизнь для тысяч и тысяч обитателей трудового лагеря.

Историческая справка: в описываемый в романе период Второй мировой войны Мадагаскар был французской колонией, куда правительство Виши, сотрудничавшее с нацистской Германией, допускало депортацию еврейских семей из оккупированной Европы. Вот только никакого переселения на самом деле не было. Что, впрочем, не мешало многим верить и мечтать о лучшей жизни на райском острове.

Именно лживый рекламный фильм стоит во главе угла. И главному герою книги, режиссеру Штефану Шустеру, а также его друзьям-кинематографистам со всего мира предстоит разбираться в паутине лжи. Так что ничего удивительного, что в своем подзаголовке роман назван кинематографическим.

Прекрасный язык автора, своеобычный и отлично стилизованный. Бездна чисто профессиональных нюансов из мира кинематографистов — нюансов, которые нисколько не мешают повествованию, а наоборот — делают его еще более достоверным. Множество специфических деталей жизни сегрегированного населения Германии — о постепенном поражении в правах, о попытках приноровиться к неумолимо меняющимся реалиям. Романтизм и даже эротизм отдельных сцен и прекрасных образов соседствует с неприглядной обыденностью, а состояние напряженного ожидания подчас перешагивает грань, за которой — лишь страх и жгучая досада.

У романа весьма интересная структура — о некоторых событиях мы узнаём ретроспективно, притом из уст самых разных персонажей. А поскольку у каждого персонажа свой взгляд, свой угол зрения, читателю предстоит самому постепенно собирать, точно мозаику, единое полотно картины из разрозненных частичек, фраз, намеков. И это не вызывает ощущения головоломки, над которой следует трудиться, — отнюдь! Когда пазл постепенно и неумолимо складывается у тебя в голове, ты получаешь настоящее удовольствие. Другое дело, что догадка граничит с отчаянием, так и хочется воскликнуть: «Ребята, да что ж вы творите?! Неужели вы не видите, к чему всё идет?! Бегите, спасайтесь, пока не поздно!» Увы, читатель не может повлиять ни на описанную в книге историю, ни на историю в целом — ибо все мы знаем, чем страшна первая половина сороковых годов прошлого века, и недаром на обложку «Мадагаскара» вынесен слоган: «Попробуй снять фильм со счастливым финалом, когда уже работает печь».

При всем при этом грусть после прочтения — светлая. Я же говорю — уникальная книга! Может быть, потому, что даже мертвый Штефан продолжает говорить с читателем, словно живой:
«Было больно, но я ничего не сказал. К чему спорить по пустякам. Мне достался номер 012 217. Вполне себе ничего. Я жил в доме № 17, и потому мне было нетрудно его запомнить. Впрочем, как и позднее установленная бронзовая табличка в мою память, эти цифры для меня уже ничего не значат.
В будущем, когда увлечение татуировками сделается массовым явлением молодежной субкультуры, такие агрегаты станут применять в модных тату-салонах. Но это случится через много лет после того, как меня сожгут».

Кому подойдет: скорее всего, книгу по достоинству оценят те, кто знаком с произведениями «Список Шиндлера», «Мальчик в полосатой пижаме» и «Ринг за колючей проволокой».
3 минуты