Кризис лошадиного навоза 1894 года. Или всем крышка. И очень скоро. Статья не совсем про Америку. Больше про Англию - вернее, про Лондон, но Нью-Йорк тут тоже фигурирует. Население Лондона в XIX веке за считанные годы увеличилось с одного до пяти миллионов пассажиров и кучеров. Город не справлялся с уборкой лошадиных отходов. Газета Таймс била в колокола: через 50 лет улицы Лондона окажутся погребёнными под трёхметровым слоем навоза! А началось всё с книги Гордона под названием "Лошадиный мир Лондона" 1893 года. Писатель насчитал 15 тысяч лошадей в городе, но подсчитать всех неучтённых лошадей оказалось очень сложным занятием. Гордон остановился на 300 тысячах и до смерти напугал англичан.

В Нью-Йорке журнал Access каким-то образом подсчитал, что каждый день в лошадином навозе появляется три миллиарда мух-разносчиц всякой заразы. Американцы прикинули вполне научным образом, что к 1930 году уровень навоза в Нью-Йорке доберётся до третьего этажа. В 1898 году Запад всерьёз готовился к апокалипсису и надеялся только на чудо. И чудо произошло. Немцы изобрели автомобиль, и угроза лошадиного навоза ушла в раздел прикольной истории, которую так любят слушать мои ученики.
А Томас Мальтус? В конце XVIII века этот паникёр тоже до смерти перепугал англичан тем, что когда население планеты перевалит за один миллиард, всем будет кирдык. Потом кирдык обещали после двух миллиардов. Совсем недавно планета пропустила кирдык девяти миллиардов ненасытных едоков... Муж Елизаветы II до конца своих дней верил Мальтусу. Так и отошёл в мир иной, не дождавшись конца света.
Вообще все эти угрозы человечеству наводят меня только на одну мысль. Кто-то здорово наваривается на всех этих страхах. Навёл меня на эту мысль Патрик Бет-Давид, американец иранского происхождения. Как-нибудь напишу про его талант погреть руки на раздувании страхов. Не зря русские назвали insurance страхованием. Русский - мудрый язык для понимания нашей действительности.
2K просмотров