109 подписчиков
Железная дорога в #Ставрополь пришла в 1897 году — тупиковая ветка от магистральной станции Кавказской, в 1920-е годы продолженная до села Дивного близ озера Маныч-Гудило, а в 1967-м - до Элисты... впрочем, к их продолжению нынешний главный вокзал (фото 1), называвшийся в те годы Ростовским, не имеет никакого отношения.
Дело в том, что станция здесь тупиковая, и через пол-километра от вокзала пути заканчивается у Старомарьевского шоссе, по ту сторону которого — руины старых элеваторов.
И как-то совсем не очевидно, что раньше железная дорога вела от Ростовского вокзала через них на второй, Туапсинский вокзал построенной в 1913-15 годах Армавир-Туапсинской железной дороги.
Дело в том, что Владикавказская железная дорога (которой принадлежал Ростовский вокзал) была частной, и вдобавок единственной в регионе, и потому во-первых вела довольно наглую тарифную политику, а во-вторых элементарно не справлялась с потоком ставропольского зерна. Как результат, в 1908 году появились конкуренты — "Акционерной общество Армавир-Туапсинской железной дороги" во главе с инженером Петром Перцевым, среди держателей акций которого были как столичные промышленники Путиловы, так и нуждавшиеся в новой дороге купцы и даже крестьяне. Проект был впечатляющий: построить для Ставрополя и Армавира порт Туапсе, а в идеале присоединить новую линию через Калмыцкую степь к дорогам Европейской России.
На основном участке Армавир-Туапсе движение открылось в 1913 году, а от Ставрополя и далее Петровского Села (Светлоград) и Винодельного (Ипатово) — в 1916-м, и так как обе железные дороги были частными и конкурирующими, в двух километрах Ростовского вокзала появился новый Туапсинский вокзал.
Однако поработать новой дороге было не суждено — проходившая по овражистой степи ветка Ставрополь-Армавир давала прекрасный обзор, в Гражданскую войну оказалась идеальной для работы бронепоездов, и как результат, была разрушена в боях. После Гражданской восстанавливать её не стали — ведь частных железных дорог больше не было, а стало быть для обслуживания Ставрополя хватало и ветки с Кавказской. Туапсинский вокзал, впрочем, ещё действовал - в черте города дорога делала жутчайшую загогулину, которую спрямили в 1930-м севернее, от Палагиады (в ставропольском городе-спутнике Махийловск) до Старомарьевской. Пути разобрали в 1947-м, ну а в наше время даже по "новой" дороге в ту сторону не ходят пассажирские поезда.
Тем не менее, Туапсинский вокзал остался в массиве частного сектора. Он на последнем фото.
© Илья Буяновский
2 минуты
2 января 2023