Найти в Дзене
86 подписчиков

“Третья мировая” по средам – 1


Вместо нефте-доллара – нефте-юань?!
#третьямироваяпосредам #углеводороды

Главной гео- политической/экономической удачей Китая в минувшем году стал выход Саудовской Аравии из-под нефтяного диктата США, это событие в рамках глобального противостояния Вашингтон – Пекин вполне можно описать в терминах “игры с нулевой суммой”.
Напомним, что несмотря на настоятельные просьбы Вашингтона и лично президента Джо Байдена не сокращать объемы добычи нефти в рамках ОПЕК+, Эр-Рияд в октябре прошедшего года поддержал решение о сокращении на 2 млн барр / сутки в рамках картеля. При этом особо вызывающим стал тот факт, что Администрация США в качестве компромисса просила хотя бы отсрочку этого решения на месяц, имея в виду промежуточные выборы в Конгресс. Но Эр-Рияд отказался, продемонстрировав тем самым наличие рычагов воздействия даже на внутриполитические процессы в США.
С точки зрения мировых рынков нефти такое решения ОПЕК+ сыграло на руку Москве, но в смысле выстраивания мировой финансовой системы, альтернативной долларовой, главным бенефициаром оказалась Поднебесная.
Пекин сделал сильный ход на мировой геоэкономической доске – он заявил о готовности перейти к покупке нефти у стран Персидского залива в юанях. Ранее Китай постепенно накапливал опыт покупки нефти и СПГ за свою национальную валюту в Иране, Венесуэле, России, странах Африки.
Встреча председателя Си Цзиньпина с лидерами Саудовской Аравии и Совета сотрудничества стран Персидского залива в декабре оказалась по своей успешности прямой противоположностью июльскому визиту Джо Байдена в Эр-Рияд. Аналитик Credit Suisse Золтан Позар в меморандуме для клиентов банка даже провозгласил “рождение нефте-юаня”, что уже не выглядит преувеличением.

По мнению Financial Times это приведет к формированию нового мирового энергетического порядка. Но FT немного преуменьшает, – в силу резкого увеличения значимости углеводородов, речь идет о претензиях Пекина на новый мировой финансовый порядок, как минимум, двуполярный – долларово-юаневый.
FT напоминает: “В день святого Валентина в 1945 году президент США Франклин Делано Рузвельт встретился с королем Саудовской Аравии Абдель Азизом ибн Саудом на американском крейсере USS Quincy. Это было началом одного из самых важных геополитических союзов за последние 70 лет, в котором безопасность США на Ближнем Востоке обменивалась на нефть, привязанную к доллару.
Но времена меняются, и 2023 год, вероятно, можно будет запомнить как год, когда эта грандиозная сделка начнет серьезно видоизменяться, и когда формируется новый мировой энергетический порядок между Китаем и Ближним Востоком”.

По мнению упомянутого выше аналитика Credit Suisse Позара, “Китай хочет переписать правила глобального энергетического рынка” в рамках более масштабных усилий по дедолларизации внутри группировки БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), а также во многих других частях мира.
FT указывает, что процесс дедолларизации особенно активизировался после превращения Америкой долларовых валютных резервов в оружие в связи с военной спецоперацией России на Украине.

Пекин рассчитывает на переход торговли нефти и природного газа за юани на Шанхайской бирже уже в 2025 году. В качестве страховки от рисков, китайцы предполагает сделать “нефте-юань” конвертируемым в золото на Шанхайской и Гонконгской золотых биржах.

Еще одно свидетельство серьезности намерений Поднебесной с точки зрения Financial Times, это распределение доказанных запасов нефти ОПЕК+: “на Россию, Иран и Венесуэлу приходится 40% (...) и все они продают нефть Китаю с большой скидкой, в то время как на страны ССАГПЗ [Совет Сотрудничества арабских государств Персидского Залива – ред.] приходится еще 40% разведанных запасов. Остальные 20% находятся в регионах внутри орбит влияния России и Китая”.
Т.е., нефте-юань потенциально может обслуживать большую часть торговли нефти в рамках ОПЕК+.

3 минуты