Найти тему
68,1 тыс подписчиков

Если бы в воплощении Христос восприял только наше тело, но не восприял бы и нашу душу (так говорил Арий, именно это он утверждал), то наша душа осталась бы неисцелённой. Согласно классическому святоотеческому изъяснению, классической формулировке святого Григория Богослова, которую используют и другие отцы, как древние, так и современные (эта формулировка содержится в послании святого Григория Богослова к Кледонию): «То, что не воспринято, остаётся неисцелённым».


То есть, если бы что-то в человеке не было воспринято Христом, то оно осталось бы неисцелённым, не выздоровело бы. Не было бы у невосприятого Богом никакой возможности исцелиться. Если бы Христос хоть какую-то часть человеческой природы не воспринял в Себя, если бы эта часть не соединилась с Его Божеством в Его Ипостаси, то эта, не восприятая часть, осталась бы неисцелённой.

«А то, что соединяется с Богом, это и спасается», — продолжает святитель Григорий. То есть, спасено может быть только то, что восприято Богом, только то, что соединено с Ним. И в третий раз повторю это, не смущайтесь: из сказанного святым Григорием следует, что Христос должен был соединиться со всем человечеством, ничего не оставив невосприятым в Себя. Христос должен был соединиться и с телом, и с душой человека.

Святой Иоанн Дамаскин говорит на эту тему, почти дословно повторяя то, что сказал святой Григорий Богослов: «Всего меня всецело Он воспринял, и всецело со всем мной Он соединился, дабы всему мне даровать спасение, поскольку то, что не воспринимается и не может быть исцелённым».

Из третьего тома книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Символ веры. Осмысление". Готовится к печати издательством "Орфограф" в 2023 году.
Если бы в воплощении Христос восприял только наше тело, но не восприял бы и нашу душу (так говорил Арий, именно это он утверждал), то наша душа осталась бы неисцелённой.
1 минута
5575 читали