37 тыс подписчиков
С неослабевающим интересом читаю книгу Александра Баунова "Конец режима" о завершении трёх европейских традиционалистских диктатур - Салазара в Португалии, Франко в Испании и "Чёрных полковников" в Греции. И вот о чем думаю. Есть огромная разница между историческими книгами, написанными "с намёком", и теми, которые в самом деле посвящены описываемому предмету.
Первые в действительности обращены к современности, и история в них выполняет роль латинских exempla - поучительных притч, прозрачных аллюзий и примеров, которые при случае хорошо ввернуть в проповедь. Самый характерный образец из недавнего - это, конечно, "Империя должна умереть" Михаила Зыгаря, многим полюбившаяся, а меня глубоко разочаровавшая именно этой своей интенцией свести всю историю последних предреволюционных десятилетий к набору параллелей с днём сегодняшним, прямолинейных и оттого неточных.
Вторые - подлинно сосредоточенные на своём периоде и его героях книги - поворачиваются к современности если не спиной, то во всяком случае боком. И хотя задаваемые автором прошлому вопросы порождены актуальным состоянием мира (как учат нас историки Школы Анналов, по-другому и не бывает), нащупывание непосредственных аналогий не входит в авторскую задачу.
И парадоксальным образом эти вторые не только живут дольше, переживая "подмигивания" в сторону быстротечной сиюминутности, но и в моменте воспринимаются (мной, во всяком случае) куда "злободневнее", оставляя пространство для читательского не сотворчества, но со-думания, со-анализа, со-сопоставления.
Так, к примеру, завуалированно диссидентские книги Натана Эйдельмана про декабристов, восхищавшие своими смелыми параллелями современников, сегодня читаются с усилием. А его же куда менее политизированная (и потому куда менее популярная в годы публикации) "Грань веков" жива-живехонька. К слову сказать, и со "Всей кремлёвской ратью" Зыгаря та же история - написанная "по-честному", она сегодня смотрится куда свежее более поздней " подмигивающей" "Империи".
С огромным удовольствием отмечаю, что "Конец режима" Баунова - из второй, подлинно исторической категории. Именно поэтому порождаемые этой книгой мысли куда глубже и больше тривиального "ну прям как у нас" или "ой нет, это не как у нас".
А заодно, конечно, это всё в очередной раз показывает изначальную ничтожность и ущербность ироничного эзопова языка, экспресс-освоением которого мы все сейчас так гордимся. Только сказанное прямо и всерьёз имеет шансы пережить своего создателя.
2 минуты
10 января 2023
3759 читали