233 подписчика
Сегодня нам откроет тайны «Черного квадрата» Елизавета – работник музея, которая расскажет, почему эта картина до сих пор обсуждается и производит фурор.
Да в чем вообще суть «Черного квадрата» – любой ребенок так нарисует! Вы явно слышали когда-нибудь такой комментарий в сторону картины Казимира Малевича, которая знаменита на весь мир. Но это не просто обычная геометрическая фигура на светлом фоне. Давайте разберемся: что же закладывал автор-супрематист в свою работу?
Интересный факт: кстати, слово супрематизм тоже придумал Малевич. Так называется направление в искусстве, где изображены комбинации геометрических форм яркого цвета.
«Черный квадрат» публика впервые увидела в 1915 году на выставке футуристов в Петрограде. Он изначально выделялся на фоне других работ автора и висел на самом видном месте – в углу под потолком. Сейчас эта работа хранится в Третьяковской галерее.
Хочу отметить, что Малевич не был первым, кто придумал разместить черную фигуру на полотне. До него была работы Роберта Фладда («Великая тьма»), которую автор написал еще в 17-м веке, произведения Гюстава Доре («Сумеречная история России»), Пола Билхолда («Ночная драка негров в подвале»), а за 22 года до того, как работа Малевича была окончена, свою картину «Битва негров в пещере глубокой ночью» представил Альфонс Алле.
Вообще в искусстве до ХХ века было принято, чтобы оно радовало глаз и показывало красоту мира и человека, отражало историю или имело сюжет, – именно про это бытовые сценки, пейзажи, натюрморты, парадные портреты. С началом нового столетия все начало быстро меняться: художники пробовали новые формы, переосмысливая устоявшиеся уклады в искусстве. Как говорил сам Казимир Малевич, «в новой нашей жизни мы находим новые красоты, ибо возникли новые формы. Ничего нет в мире, что бы стояло на одном и том же, и потому нет одной вечной красоты».
Главная особенность «Черного квадрата» в том, что в нем нет сюжета, который обыгрывается такой формой, как, например, у других авторов (посмотрите на названия их работ). Казимир Малевич просто назвал изображение тем, чем оно и является, без дополнительных смыслов: черный квадрат – черным квадратом. Здесь нет героев, сюжета, персонажей, декораций. Художник взял лишь форму и цвет. Это была абсолютно оригинальная идея, новый взгляд и сигнал: теперь в искусстве можно делать и так.
А почему тогда именно черный? Если взять все цвета на палитре, то получится именно этот, а еще он поглощает свет. То есть это история про все обо всем – будто мы видим сразу все цвета и одновременно с этим не видим никаких цветов.
Самый первый «Черный квадрат» покрыт кракелюрами (так называются трещины на полотне). Через них проступает цвет – все потому, что «квадрат» создан на холсте, на котором уже была другая картина. Малевич в годы создания своего шедевра, вписавшего имя художника в историю, был небогат.
Кстати, всего существуют четыре варианта «Черного квадрата» – про первый я рассказывала выше. Второй «младше» первого на 8 лет и сделан к международной выставке, которая проходила в Венеции, а сейчас он находится в Русском музее. Третий квадрат хранится в Третьяковской галерее, а четвертый – в Эрмитаже.
2 минуты
27 декабря 2022