9405 подписчиков
Как Босх Бродского вдохновил
Вот, бывает, пишешь о какой-нибудь картине. Репродукцию прикладываешь. И тут же появляется кто-нибудь в комментариях с высокомерным: «Это надо видеть только в оригинале! Репродукция и тысячной доли гениальности не передает, надо ехать в Прадо/Лувр/Эрмитаж (нужное подставить)».
Нет, все понятно. Слаб человек, грешен. Не может просто порадоваться: «Я видел эту картину в музее! Красота!» Обязательно нужно еще и тем, кто до музея пока не добрался, ощущения испортить.
Но все равно очень раздражает.
Раздражает еще и потому, что история искусства знает кучу примеров, когда плохонькая репродукция шедевра не просто производила впечатление, но и вдохновляла на создание еще одного шедевра.
И вот свежайший пример.
Доктор филологии Олег Лекманов буквально на днях задумался, а что, собственно, имел в виду Иосиф Бродский, когда рассказывал в одном интервью о том, как в его стихах появилась тема Рождества? Рассказал Бродский вот что: «Я жил на даче, не помню на чьей, кажется, академика Берга. И там из польского журнальчика – по-моему, “Пшекруя” – вырезал себе картинку. Это было “Поклонение волхвов”, не помню автора. Я приклеил ее над печкой и смотрел довольно часто по вечерам. Я смотрел-смотрел и решил написать стихотворение с этим самым сюжетом».
Олег Лекманов просмотрел все номера краковского еженедельника «Пшекруй» с 1952 по 1962 год (когда было написано первое рождественское стихотворение Бродского) и нашел ту единственную репродукцию, которая изображала «Поклонение волхвов». Это была картина Иеронима Босха из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке.
Вот так. Из не самой качественной репродукции родился знаменитый рождественский цикл Бродского, куда входят 23 произведения.
А у вас случалось такое, что простая репродукция, а не оригинал, западала в душу и вдохновляла?
1 минута
27 декабря 2022
209 читали