Найти в Дзене
9405 подписчиков

Как Босх Бродского вдохновил


Вот, бывает, пишешь о какой-нибудь картине. Репродукцию прикладываешь. И тут же появляется кто-нибудь в комментариях с высокомерным: «Это надо видеть только в оригинале! Репродукция и тысячной доли гениальности не передает, надо ехать в Прадо/Лувр/Эрмитаж (нужное подставить)».

Нет, все понятно. Слаб человек, грешен. Не может просто порадоваться: «Я видел эту картину в музее! Красота!» Обязательно нужно еще и тем, кто до музея пока не добрался, ощущения испортить.

Но все равно очень раздражает.

Раздражает еще и потому, что история искусства знает кучу примеров, когда плохонькая репродукция шедевра не просто производила впечатление, но и вдохновляла на создание еще одного шедевра.

И вот свежайший пример.

Доктор филологии Олег Лекманов буквально на днях задумался, а что, собственно, имел в виду Иосиф Бродский, когда рассказывал в одном интервью о том, как в его стихах появилась тема Рождества? Рассказал Бродский вот что: «Я жил на даче, не помню на чьей, кажется, академика Берга. И там из польского журнальчика – по-моему, “Пшекруя” – вырезал себе картинку. Это было “Поклонение волхвов”, не помню автора. Я приклеил ее над печкой и смотрел довольно часто по вечерам. Я смотрел-смотрел и решил написать стихотворение с этим самым сюжетом».

Олег Лекманов просмотрел все номера краковского еженедельника «Пшекруй» с 1952 по 1962 год (когда было написано первое рождественское стихотворение Бродского) и нашел ту единственную репродукцию, которая изображала «Поклонение волхвов». Это была картина Иеронима Босха из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Вот так. Из не самой качественной репродукции родился знаменитый рождественский цикл Бродского, куда входят 23 произведения.

А у вас случалось такое, что простая репродукция, а не оригинал, западала в душу и вдохновляла?
1 минута
209 читали