276,3 тыс подписчиков
"Понимаете, я этого сам никогда не делал. Ассистировал лишь один раз хирургу – подавал инструменты и все. А тут я после курсов, и сразу "бац" и аппендицит у солдата, прямо в землянке. Ну я не растерялся, дал ему полстакана спирта вместо наркоза, велел четверым бойцам простынь держать, чтобы пыль и грязь не попадали. Сейчас этот солдат до сих пор жив".
Нет, это не история из практики врача... Это воспоминания великого советского ученого-физика Николая Басова, лауреата Нобелевской премии, занимавшегося развитием лазерных технологий в СССР.
Во время войны Басов отучился на фельдшера, служил на 1-м Украинском фронте в батальоне химзащиты – выносил с поля боя раненых, занимался обезвреживанием и демонтажом химзаводов противника.
Уже после войны он дважды чуть не остался инвалидом. Во время работ на немецких химпредприятиях он отравился цианистым калием (временно потерял зрение) и лечил ногу в госпитале после попадания на нее иприта.
Николай Басов еще в школе понял, что он будет физиком. Даже на фронт он взял две книжки – "Теорию относительности" и "Квантовую теорию излучения" (Эйнштейн/Гайтлер). Читал их каждую свободную минуту. Книги были зачитаны буквально до дыр. Они открыли ему путь в большую науку и запустили в одаренной голове сложнейшие процессы, итогом которых станут великие достижения и общемировое признание.
1 минута
25 декабря 2022
63 тыс читали