Найти в Дзене

Итак, о чём же нам хочет рассказать одинокая башня-старушка Симонова монастыря? (см. предыдущий пост)


     Эта история, полная тайн, преданий и чудес, началась с тех далеких времен, когда преподобный Феодор, племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского, основал здесь деревянную церковь Рождества Богородицы и иноческую обитель. По преданию, преподобный Сергий Радонежский, сам выкопал монастырский пруд, никогда не страдавший от безводия, который находился севернее обители и был назван Святым прудом.

Настоятель, преподобный Феодор, стал личным духовником великого князя Дмитрия Донского и великой княгини Евдокии.
После Куликовской битвы, тела схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, которых Сергий Радонежский благословил участвовать в битве,  были погребены возле храма Рождества Пресвятой Богородицы в особой каменной палатке. Поклониться мощам святых воинов, мы можем и сегодня, теперь их могила находится в самом храме.

Монастырь разрастался, преподобный Феодор пытался уединиться за пределами обители, где и возник новый монастырь, и была построена Успенская церковь.  Таким образом, монастырь охватил всю земную жизнь Пресвятой Богородицы – от Ее Рождества до Успения.

Михаил Юрьевич Лермонтов написал про монастырь: «Далее к востоку на трех холмах, между коих извивается река, пестреют широкие массы домов всех возможных величин и цветов; утомленный взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею почти между небом и землей висящею платформой, откуда наши предки наблюдали за движениями приближающихся татар».

Аполлинарий Васнецов изобразил как раз описываемую Лермонтовым часть здания на полотне «Симонов монастырь. Облака и золотые купола» (на фото выше). Это уже был 1927 год, чудом успел…

Много разных событий и испытаний выпало на долю древней обители, которые достойно были пройдены и пережиты. Но наступил 1917 год! И в XX веке огромный по замыслу и по строительным меркам памятник почти угробили… свои же.

После революции судьбы храма Рождества Богородицы и обители разошлись. Церкви было суждено пережить трагическую гибель Симонова монастыря и долго оставаться одной подле его руин. Симонов погибал как воин на поле битвы.

Своей гибелью Симонов словно защитил церковь Рождества Богородицы, приняв основной удар на себя. В связи с расширением завода «Динамо» она оказалась на его территории и должна была неминуемо погибнуть. Святой пруд засыпали и выстроили на его месте административное здание завода «Динамо». В 1926 году церковь закрыли и подготовили к сносу, но потом обратили в компрессорную станцию. Несколько десятилетий над могилами святых иноков ревели моторы, сотрясая бесценное здание. Чугунная сень с могил была сломана и продана как лом.

От Симонова монастыря, от его прежнего величия и грандиозного замысла, который воплощался веками, практически ничего не осталось – только три башни из красного кирпича. Они в больших трещинах и нуждаются в срочной реставрации. Башня, которая «рассказывает» нам историю Симонова монастыря, - это Солевая башня. Она покрыта древней черепицей. С царских времен шатер «Солевой» башни не обновляли. Башня связана массивной южной стеной с двумя остальными. Все это – остатки самого могучего форпоста юга Москвы.

В 1839 году Константин Тон возвел пятиярусную колокольню в русско-византийском стиле, которая была на 9 метров выше «Ивана Великого». Симонов монастырь превратился в настоящую архитектурную жемчужину. 

После революции колокольню взорвут и разберут на кирпичи. Теперь можно только представить, что за звон проносился над излучиной Москвы-реки, когда монахи звали людей на богослужения.

Это только маленькая часть красивой, но печальной истории древней обители, в устроении которой, принимал участие сам Сергий Радонежский.

Узнать больше о Симоновом монастыре, его истории, святынях, некрополе можно на моей экскурсии посвящённой древней обители.
Записывайтесь по телефону, по WhatsApp или пишите сообщения 🙂. Жду вас!
3 минуты