Найти тему
44 подписчика

Основные законы постановки Татэхана


Впоследствии, основные принципы постановки композиции Татэхана были использованы в композициях другого стиля - Рикка **
На кандзи: иероглифы «ТАТЭХАНА» и «РИККА» – пишутся одинаково, и включает в себя образ природы (гора + поле). Со временем иероглиф «Рикка» поменяли, и он стал писаться по- другому.
28- ой Иэмото Сэн Но (Оу) оставил запаси «Сэн Оу Кудэн», в котором написал основные законы постановки Татэхана и Рикка:

«В композиции Татэхана необходимо убрать все лишнее, и ставить очень просто и естественно, так как будто это растет в природе.»

Изначально алтарные композиции в буддийских храмах в основном составлялись из вечнозеленых растений, в то время как синтоисткие храмы украшались композициями, но состояли они из одних листьев, без древовидного материала.
Составление композиций в стиле Татэхана при кажущейся простоте, требуют большого опыта и мастерства.
Самые главные слова мастера Икэнобо, сказанные им о композиции Татэхана: «Если природные формы растений, просто поставить в вазу ничего не делая, не изменяя – это тоже плохо. Поэтому сначала нужно добавить свою душу, а потом уже вложить в нее в «ёросики омокагэ». *
* ёросики (досл. «хорошее, доброе, приятное»)
омогакэ (досл. «облик») - идёт, не идёт, как лучше растение представить, какой формы.
Ставя Татэхана, необходимо видеть в малом – большое, глядя на композицию – вспоминать близкие сердцу образы, навеянные молитвой и вновь переживать те же ощущения, навеянные образом созданной композиции.
Для Будды нужно создавать необычную композицию («ан ёкай ходзю хоти»), как- будто из другого мира, используя драгоценное дерево, около драгоценного озера. Так должно казаться и создаваться впечатление, что ветер разносит от вазы запах цветов, потому что здесь стоит Будда и нужно чувствовать его присутствие: например, у водопада Нико (яркого строгого уважительного) ощущается («кэгон но таки») его присутствие.
Таким образом соединение с Буддой происходит через цветы, через композицию, как в православии - через свечи).
С другой стороны: «Все мы смертны…» Зимой сочная трава завянет, богатый человек может разориться, может умереть. Мощное дерево когда-нибудь может упасть, и наоборот молодое дерево может подняться высоко «СЭЙ ДЗЯ ХИ СУЙ» («жизнь полосатая»). Но есть деревья, которые всегда зеленые - син нё фухэн (напр. сосна, туя, криптомерия). Смотря на композиции, выполненные из вечнозеленых растений, Будда всегда улыбается.
Самые первые мастера икебана создали (придумали) такую форму Татэхана для того, чтобы передать своим ученикам этот внутренний смысл. И вот каким образом они этот смысл объясняли по элементам:
Мотто ки - главная ветка, типа Син – «личность», «я» (т.н. элемент син как символ себя) – всегда прямой материал;
Тю син сэн/Накадзуми – центральная её часть, включающая центральный элементы типа сёсин, до, маэ оки, усиро гакой.
Сита куса - «трава внизу» (объясняя ученикам: нельзя позволить начинающим делать его по форме «сумашедше изогнутым», необычной формы, но в то же время нельзя что бы сита куса был простым, безыскусным.
2 минуты