Битва за Харьков.
"Первая столица Украины" — в честь пятнадцатилетнего статуса столицы УССР. Этот неформальный повод для гордости харьковчан довольно сомнителен для нас: донбасские сепаратисты вспомнили бы в первую очередь статус столицы Донецко-Криворожской Республики. Мы должны четко отделять сепаратизм от Украины, как случилось с Крымом, Донбассом, Херсонской и Запорожской областями, от попыток претензий на всю Украину путём создания марионеточного всеукраинского правительства.
Есть все основания предполагать, что Харькову готовили судьбу не просто очередного областного центра военно-гражданской администрации. То, что не смогли сделать в Киеве, можно было бы перенести в Харьков. Но, к счастью, с Харьковом тоже ничего не вышло и мы не легитимизировали очередных "пророссийских" украинцев в качестве признанного нами правительства.
С самим Харьковом, впрочем, получилось очень неудобно. Первоначальные договоренности с региональными элитами, судя по всему, были купированы деятельностью СБУ и примчавшегося на фронт Авакова (где он сейчас, кстати?). То, что мы получили под Херсоном и в Приосколье, в самом Харькове сорвалось.
24 февраля, где-то в полдень, а может быть и раньше, русские войска поняли, что что-то идет не так. Харьковская группировка была одной из самых сильных, и вся стратегия первых дней войны основывалась на том, что Харьков мы уж точно берем, а там далее оперативное пространство.
Харьков мы не взяли. Причин для этого не счесть, некоторые из них анекдотичны. Не анекдотична лишь русская армия, которая оказалась слепой и без агентурной разведки, развернутая в проклятые колонны. Колонны эти дошли до Харьковской Кольцевой, и всё. Далее будет попытка захода в сам Харьков, но она провалится, забрав с собой некоторое количество спецназовцев — этот род войск всегда отдувается за штабные недочеты.
С блокадой Харькова тоже не повезло. Первая гвардейская танковая армия клещи вокруг Харькова закрыть не смогла. А приграничный, где-то 12 км до границы, Золочев всю войну простоял под украинским флагом.
Неспособность окружить Харьков привела к постепенному откатыванию из его пригородов. Циркуны и Русская Лозовая были оставлены, затем ВСУ пыталось прорваться к границе, а их отбрасывали. Был оставлен и Чугуев, в котором затем соберут ударную группировку и захватят Балаклею и Купянск.
В результате поражения под Харьковом наша северная группировка оказалась подвешенной, ее западный фланг постоянно был под угрозой удара. В итоге это чуть не привело к нашему разгрому и военному поражению. Впрочем, Белгородская область уже под ударом.
Единственное, что радует в этой невеселой истории — что в русском Харькове не сидит "пророссийское правительство Антифашисткой Украины". Это тот момент, когда военное поражение спасло от политической капитуляции.
2 минуты
23 декабря 2022